Карданная передача обязана своим названием итальянскому инженеру и математику Джероламо Кардано. Она представляет собой механизм передачи крутящего момента между несоосными валами, состоит из полого цельного вала, на концах которого установлены вилки с проушинами, двух крестовин (шарниров Гука) и двух вилок, закрепленных на несоосных приводных валах.

Карданная передача позволяет компенсировать угловые смещения валов друг относительно друга.

Основными компонентами карданного вала являются следующие.

смазочные материалы Molykote для карданного вала
  • Фланцевый хомут
  • Буксовая крестовина в сборе
  • Хомут трубы
  • Трубы
  • Скользящая муфта
  • Вал с хомутом
  • Кожух трубы в сборе

Карданная передача используется в технике различных отраслей, начиная от металлургии и заканчивая пищевой и легкой промышленностью. Зачастую она является элементом привода или трансмиссии.

Широкое распространение карданная передача получила в автомобильной и строительной технике. Она используется для передачи крутящего момента от коробки передач или раздаточной коробки к мостам или рабочим органам машин и строительной техники.

Существует два типа карданных передач: открытые и закрытые.

Закрытые карданные передачи представляют собой трубу с вращающейся внутри нее валом. В таком типе карданной передачи используется всего один шарнир Гука, так как отсутствуют продольные удлинения карданного вала и углы перекоса вала достаточно малы.

Открытые карданные передачи широко используются в автомобилях. Зачастую мосты автомобилей имеют рессорное подвешивание или имеют подвижные опоры и тяги. Для компенсации больших перемещений используются карданные валы с двумя и более шарнирами Гука (крестовинами) и одной плавающей вилкой для компенсации удлинения вала.

Вилка посажена на шлицевое соединение с прямоугольным профилем, иногда используется эвольвентный профиль. В крестовинах установлены насыпные игольчатые подшипники.

На длиннобазных автомобилях карданная передача  имеет промежуточные опоры, которые делят вал на несколько участков с целью предотвращения его биение за счет дисбаланса. 

Другой особенностью эксплуатации карданной передачи является передача крутящего момента с пульсацией угловой скорости (особенно на углах более 15°). Этот эффект связан с конструкцией шарнира Гука.

Для его снижения или предотвращения возникновения использует карданный вал с двумя и более крестовинами. Вилки, установленные на едином валу, ориентированы в одной плоскости. Таким образом, два карданных шарнира вносят противофазные пульсации угловой скорости и компенсируют вибрации друг от друга.

Для надежной работы карданной передачи необходимо обеспечить минимальный зазор в игольчатых подшипниках крестовин и точность шлицевого соединения.

Основной причиной выхода из строя подшипников является бриннелирование – процесс образования раковин при больших удельных нагрузках и малых перемещениях.

Для надежного смазывания карданного узла рекомендуется использовать универсальную термо- и водостойкую смазку EFELE MG-213.


a4aa390a779472d8d6f46d663968ebe1.png


Материал на основе литиевого комплекса содержит пакет противозадирных присадок и обладает:

  • Повышенной несущей способностью
  • Высокими антикоррозионными свойствами
  • Устойчивостью к смыванию водой
  • Длительным сроком службы
  • Отличными противоизносными свойствами
  • Механической стабильностью

Для обслуживания высоконагруженного шлицевого соединения хорошо зарекомендовала себя смазка с дисульфидом молибдена EFELE MG-212. Она демонстрирует отличные противоизносные характеристики, работоспособность во влажной и запыленной среде.


EFELE MG-212