Насущным вопросом остается подбор смазки для улов трения, работающих при низких (-15...-20 °С) и высоких (+70...+100 °С) температурах. Для таких условий нужны специальные смазочные материалы или смазочные покрытия (выступают как сухой смазочный материал). Кроме этого в качестве смазки можно использовать пластмассы или графит. А пленка диоксид йодистого титана способна сохранять работоспособность при температуре до +400 °С. Детали с покрытием из оксидной пленки работают при температуре +800 °С, а покрытия нитридом бора и выше +1000 °С.

Зубчатая передача

Покрытия из дисульфида молибдена (MоS2), сернистого титана (TiS), дисульфида урана (US2) и циркония (ZrS2) способны обеспечить минимальный коэффициент трения при выслких вплоть до +600...+900 °С температурах. При +530...+540 ˚С довольно эффективна окись свинца (РbО). Не менее хорошей смазочной способностью обладает дисетенил вольфрама (WSe2).

Для специфичных условий работы можно рекомендовать следующие смазки: твердую антифрикционную смазку ВНИИ НП-203 (ТУ 38 10186-75), пасты ВНИИ НП-225 (ГОСТ 19782-74), ВНИИ НП-232 (ГОСТ 14068-79), свинцоль-02 (ТУ 38-101578-76), ВНИИ НП-242 (ГОСТ 20421-75), ВНИИ НП-254 (ТУ 38-40146-83).

В этих смазках содержится дисульфид молибдена, что придает им высокие смазочные способности. Соответственно дисульфид молибдена и технический графит содержат антифрикционные пластичные смазки ВНИИ НП-220 (ТУ 38-101475-74) и ВНИИ НП-231 (ТУ 38-01113-76), что отличает их высокие смазочные свойства.

Для горячих резьбовых соединений, работающих до +400 °С предусмотрены ВНИИ НП-225 и ВНИИ НП-232. Для матриц и штампов - порошок MoS2. Накатка пленки из пасты ВНИИ НП-232 – для шестерен, зубчатых реек. Для греющихся подшипников качения рекомендуют ВНИИ НП-232 и ВНИИ НП-242. Паста ВНИИ НП-232 применяется для смазывания роликов, шестерен, трансмиссий, подшипников скольжения. смазочные материалы рекомендуется наносить на очищенные поверхности.


Для смазки шестерен, подшипников, цепных передач, резьбовых соединений при температуре от -20 до +120 °С применимо минеральное масло с добавкой от 1 до 5 % MoS2. В отсутствие воздуха MoS2 даже в температурах до +1000...+1100 °С не окисляется.

Подводя итоги стоит отметить, что смазка ВНИИ НП-225 подходит для смазывания бронзовых вкладышей, резьбовых соединений, прокладок из естественной и искусственной резины, при этом не теряет своей работоспособности от -30 до +350 °С. В интервале температур от -20 до +120 °С работает смазка ВНИИ НП-232, которая эффективна для смазывания зубчатых передач, резьбовых соединений, пальцев и винтов. В интервале температур от -35 до +120 °С эффективна ВНИИ НП-242. Идеальна для шариковых и роликовых подшипников при высоких нагрузках. Для смазывания шариковых и роликовых подшипников тяжелонагруженных электрических машин при температурах от -60 до +150 °С применяют смазку ВНИИ НП-220.

В качестве антифрикционного материала для узлов трения эффективно применяются фторопласты (фторопласт-4). Фторопласт-4 имеет низкую теплопроводность, высокую хладотекучесть и высокий коэффициент линейного расширения. Наполнители в составе фторопласта радикально меняют его свойства и приводят к значительному уменьшению износа материала. В качестве наполнителей обычно используют дисульфид молибдена, нитрид бора (BN), сернокислый барий (BaSO4), тальк, газовую сажу и коллоидный графит (от 10 до 45 %).

Высокие температуры и нагрузки под силу металлическим подшипникам со слоем политетрафторэтиленовой смолы на поверхностях трения. Они даже в отсутствии смазочного материала легко выдерживают большие нагрузки при малых скоростях. Их работоспособность и рабочая температура значительно увеличивается до +290 °С при использовании подкладки из волокнистой ткани. Причем они в пять раз работают дольше, чем аналогичные металлические подшипники со смазыванием. Они способны нести нагрузку до 170-225 МПа.