Пластичные смазки

Автомобиль – сложная система с множеством узлов и механизмов, поэтому к выбору смазочных материалов для своего "четырехколесного друга" надо относиться ответственно. Чем смазывают автомобиль? Во-первых, жидкими маслами, однако есть такие детали и шарниры, где жидкий смазочный материал бесполезен -  они либо труднодоступны или просто не рассчитаны на жидкую смазку – жидкость просто будет вытекать наружу, поскольку не удерживается в узлах.

Пластичные смазкиСкажем, в ступичных подшипниках, карданных шарнирах, рессорах, водяных насосах. Чтобы смазать такие узлы используют густые субстанции; как несложно догадаться, это консистентные смазки, которые теперь называются еще пластичными смазками.

Консистенция пластичных смазок лежит где-то между жидкими маслами и твердыми смазками. В нормальных условиях (невысокая температура, минимальная нагрузка) смазка сохраняет форму, а если повышается температура и растет нагрузка – смазка слегка течет, но в пределах нормы, так что зона трения по-прежнему остается надежно защищенной.

Задачи пластичных смазок Задачи пластичных смазок практически идентичны задачам жидких масел. Минимизация износа, защита от задиров, антикоррозийная защита. Только область применения чуть разнится: смазки должны применяться для использования даже сильно изношенных поверхностей; далее, пластичные смазки разрабатывались в т.ч. для открытых узлов – там, где жидкие гсм не помогут.

Пластичные смазки также прочно держатся на поверхностях и имеют длительный рабочий срок и срок хранения.

Как получают пластичные смазки? Путем добавления в основу масла (минеральную или синтетическую) загустителей, которые превращают жидкое масло в густую пасту. Загустителями бывают, например, углеводороды, металлсодержащие мыла, неорганические соединения.

Сколько в смазке содержится загустителей? Исходя из класса смазки 5-30 % от ее массы. Содержание и тип загустителей влияют на рабочие свойства смазки, а ее название – литиевая смазка, кальциевая смазка, подскажет, какие загустители применялись.

Если смазка будет работать в экстремальных температурных и нагрузочных условиях, то она должна быть усилена – часто в нее льют твердые добавки – в большинстве случаев, графит и дисульфид молибдена.

Завершает процесс выработки смазки добавление разных присадок, большое значение из которых отводится адгезионным (клейким) присадкам – они усиливают загущение и способствуют повышению удерживанию смазки на металле.

По каким характеристикам оценивается смазка? Таких характеристик много, но выделить из таких показателей можно два – температуру каплепадения и уровень пенетрации.

Температура каплепадения говорит о том, какую температурную границу выдерживает смазку с сохранением своих рабочих свойств (до того как превратиться в жидкость). Для ее определения кусок смазки нагревают медленно со всех сторон. Потом температура постепенно повышается. Испытание заканчивается как только будет зафиксирована первая упавшая капля. Температура каплепадения смазки должна превышать верхний рабочий предел температуры механизма, в котором она применяется на 10-20 °C.

Слово «пенетрация» по-русски звучит не очень красиво, но переводится вполне технически - "проникновение". Измеряется оно следующим методом: при 25°С на поверхность смазки помещается обычный металлический конус и вычисляется, насколько глубоко он погрузится в нее (мм). Соответственно, чем глубже проникает конус – тем больше происходит выдавливание смазки из области трения.

Кому нужны ли все эти премудрости?

Разумеется для того, чтобы научиться ориентироваться в надписях на упаковке. Ряд фирм (не самый большой, правда) указывает не только класс смазки, но и уровень пенетрации. Так что если вы имеете привычку скрупулезно изучать надписи, инструкции по применению, вы можете недоумевать – почему это смазку "измеряют" в миллиметрах?

Ассортимент пластичных смазок достаточно обширен. По сфере применения их разделяют на 4 группы: антифрикционные, консервационные, канатные, уплотнительные. Но группы эти довольно условные. Многие антифрикционные смазки можно применять для консервации, а, скажем,  уплотнительные смазки – в роли антифрикционных.

Типы антифрикционных смазок. Главными типами АФ-смазок считаются кальциевые, натриевые и литиевые.

Самыми дешевыми являются кальциевые смазки, изготовленные путем загущения промышленных минеральных масел кальциевыми мылами жирных кислот – солидолы. В прежние времена это слово было так популярно, что впоследствии "солидолом" стали называть пластичную смазку в целом, однако это не совсем правильно.

Солидолы отличаются нерастворимостью в воде и имеют очень высокие противоизносные качества. Тем не менее, нормально работают только в узлах с эксплуатационной температурой до 50-65 °С, так что это не позволяет им стать по-настоящему универсальными смазками в современных автомобилях.

Натриевые смазки, консталины, вырабатывают путем загущения минеральных масел натриевыми мылами касторового масла. Отличаются тугоплавкостью и свободным растворением в воде. Функционируют успешно в диапазоне рабочих температур от -10 до +120 °С.

Очень универсальными смазочными материалами считаются  литолы – смазки, выработанные благодаря загущению нефтяных и синтетических масел литиевыми мылами.

Литолы обладают очень высокой температурой каплепадения (примерно +200 °С), большой влагостойкостью и надежно работают почти при любых нагрузках и тепловых диапазонах. Таким образом, не зря они называются универсальными – их можно применять практически везде, где имеется потребность в пластичной смазке.

Существует международная классификация пластичных смазок по консистенции NLGI (National Lubricating Grease Institute, USA), согласно нее, смазки разделяются на 9 классов. Принципом деления является уровень пенетрации.

Если вы – счастливый обладатель современного автомобиля, то вы будете избавлены от необходимости своевременной замены пластичных смазок – они закладываются в узлы с расчетом на весь эксплуатационный срок, и производители часто даже не прикладывают к инструкции по эксплуатации карты смазки.

Если же вы приобрели подержанный автомобиль или вдруг только собираетесь купить старенькую машину, помните несколько небольших советов:

  • Не практикуйте смешивание смазок разных типов
  • Не забивайте полностью узлы трения смазкой, поскольку при последующем нагревании она непременно увеличится в объеме и произойдет выдавливание через уплотнения
  • Постарайтесь избегать применения смазок экзотического происхождения, а также рекомендованных к применению для военной техники. Они могут содержать в своем составе токсичные вещества-инсектициды – против вредных насекомых, поедающих смазку из негерметичных узлов и откладывающих в нее личинки