Пластичные смазки использовались еще в XIV веке до н.э. египтянами для осей деревянных колесниц. Изготавливали их из оливкового масла, смешивая его с известью.
Современные смазки представляют собой многокомпонентные структуры, отвечающие многим, зачастую противоречивым требованиям, которые выдвигает специфика работы различных узлов.
Пластичные смазки используют для уменьшения трения и износа узлов, в которых создавать принудительную циркуляцию масла нецелесообразно или невозможно. Легко проникая в зону контакта трущихся деталей, смазки удерживаются на трущихся поверхностях, не стекая с них, как это происходит с маслом. Смазки применяются также в качестве защитных или уплотнительных материалов.
К достоинствам пластичных смазок следует отнести способности:
-
Удерживаться
-
Не вытекать
-
Не выдавливаться из негерметизированных узлов трения
-
Более широкий, чем у масел, температурный диапазон применения
Все это позволяет упростить конструкцию узлов трения, следовательно, уменьшить их металлоемкость и стоимость. Некоторые смазки обладают хорошей герметизирующей способностью и хорошими консервационными свойствами.
Основными недостатками являются удержание продуктов механического и коррозионного износа, которые увеличивают скорость разрушения трущихся поверхностей, и плохой отвод тепла от смазываемых деталей.
По области применения в соответствии с ГОСТ смазки делятся на следующие группы:
- Антифрикционные смазки – снижают силу трения и износ различных трущихся поверхностей
- Консервационные смазки – предотвращают коррозию металлических поверхностей механизмов при их хранении и эксплуатации
- Уплотнительные смазки – герметизируют и предотвращают износ резьбовых соединений и запорной арматуры (вентили, задвижки, краны)
- Канатные смазки – предотвращают износ и коррозию стальных канатов
В автомобилях наибольшее распространение получили антифрикционные смазки многоцелевые.
В бывшем СССР до 1979 г. наименования смазок устанавливали произвольно.
В результате одни смазки получили словесное название (Солидол-С), другие – номер (№ 158), третьи – обозначение создавшего их учреждения (ЦИАТИМ-201, ВНИИНП-292). В 1979 г. был введен ГОСТ 23258-78 (действующий в настоящее время в России), согласно которому наименование смазки должно состоять из одного слова и цифры.
За рубежом фирмы-производители вводят наименование смазок произвольно из-за отсутствия единой для всех классификации по эксплуатационным показателям (за исключением классификации по консистенции).
Это привело к появлению огромного ассортимента пластичных смазок.
Не каждая смазка допускает перемешивание с другой, поэтому перед закладкой новой смазки рекомендуется тщательно удалить остатки старой. Сделать это необходимо еще и потому, что старая смазка содержит продукты износа. Отечественные автомобили смазываются в соответствии со своей картой смазки. В случае ее отсутствия можно воспользоваться таблицей.
Узел трения |
Наименование смазки |
Регулируемые подшипники ступицы, нерегулируемые подшипники полуоси |
Литол-24, ЛСЦ-15, Зимол, Лита |
Подшипники промежуточной опоры карданного вала |
Литол-24, ЛСЦ-15 |
Подшипники генератора, стартера и других электродвигателей, оси октан-корректора распределителя зажигания |
Фиол-2М*, Литол-24, Зимол, № 158, ЦИАТИМ-201 |
Игольчатые подшипники карданных шарниров |
Фиол-2У*, ШРУС-4*, № 158 |
Шарниры равных угловых скоростей |
ШРУС-4 |
Шарниры подвески и рулевого управления, имеющие пресс-масленки |
ШРБ-4, ШРУС-4, Литол-24 |
Герметизированные разборные шарниры подвески |
ШРБ-4* |
Герметизированные шарниры рулевого управления |
ЛСЦ-15* |
Герметизированные неразборные шарниры подвески |
ШРБ-4* |
Шлицевые соединения |
ЛСЦ-15*, Литол-24 |
Оси, валики, подшипники скольжения, петли, тросы в оболочках |
ЛСЦ-15*, Литол-24, ЦИАТИМ-201 |
Гибкий вал спидометра |
ЦИАТИМ-201 |
Переключатель указателей поворота |
КСБ* |
Шарниры и оси привода педалей газа, выключения сцепления |
ЛСЦ-15* |
Шарниры подвески и рулевого управления легковых автомобилей ГАЗ |
ВНИИ НП-242*, Фиол-2У |
Рессоры |
Графитная, Лимол, ВНИИ НП-232 |
Монтаж деталей, работающих в контакте резина – металл |
ДТ-1 |
Стеклоподъемники, замки, стопорные механизмы дверей |
ЛСЦ-15* |
*Применяется в качестве несменяемой на весь период эксплуатации.
Подделка или смазка, не соответствующая названию на упаковке, выявляется в некоторых случаях достаточно просто.
Встретив в розничной торговле смазку в банке или тюбике с обозначением неизвестной вам фирмы, обратите внимание на товарный знак изготовителя. Если таковой отсутствует на упаковке, желательно посмотреть на сертификат соответствия, где должен быть обязательно указан изготовитель смазки и другая ценная информация (срок действия сертификата, данные об испытательной лаборатории, проводившей анализ, информация об органе, выдавшем сертификат).
Например, вы взяли смазку Литол-24, вызывающую у вас сомнение. Попробуйте опустить небольшую емкость с небольшим количеством смазки в кипящую воду. Плавление проверяемой смазки означает, что это не Литол-24 и ее применение обязательно вызовет нежелательные последствия для узлов автомобиля.
Подавляющее большинство современных смазок (в т. ч. литиевые) имеют температуру каплепадения значительно выше +100 °С. Специалистам известны случаи продажи банок с наименованием ШРУС-4, которые были наполнены дешевой графитной смазкой, представляющей собой смесь порошкообразного графита и Солидола, с максимальной температурой применения +65 °С.
Зарубежные производители пластичных смазок – это в основном крупные нефтеперерабатывающие корпорации, известные автолюбителям по производимым ими качественным моторным и трансмиссионным маслам.