В современном машиностроении существует большое разнообразие редукторов различных конструкций.
Редукторы делятся на зубчатые (цилиндрические и конические) и червячные. В цилиндрических редукторах оси ведущего и ведомого валов параллельны, в конических – пересекаются, в червячных – перекрещиваются в пространстве. Встречаются также комбинированные редукторы.
Наиболее распространены зубчатые передачи. Их основными достоинствами являются компактность, надежность, высокий КПД, простота в эксплуатации и широкий диапазон передаваемых мощностей.
Смазка зубчатых и червячных зацеплений жидкими смазочными материалами (маслами) уменьшает потери мощности на трение, износ и нагрев деталей редуктора.
Для смазки передач обоих видов используется два метода: смазывание погружением и циркуляционное смазывание. При смазывании погружением поверхность трения полностью или частично, постоянно или периодически погружена в ванну с жидким смазочным материалом. При циркуляционном смазывании смазочный материал после прохождения по поверхностям трения вновь подводится к ним механическим способом.
Первый способ получил наибольшее распространение для всех видов передач, однако для него есть ограничения:
-
Центробежный эффект, вызываемый разбрызгиванием масла, который настолько велик, что смазочное масло в недостаточном количестве попадает на зацепление
-
Сильное перемешивание масла при высоких скоростях в зацеплении, что вызывает дополнительный нагрев смазочного материала и преждевременный выход его из строя
Например, в зубчатой передаче возможность смазывания погружением зависит от окружных скоростей и размеров самих колес. В частности, при диаметре зубчатого колеса менее 2 м можно допустить смазывание погружением при скорости до 12 м/с. При этом глубина погружения колеса в масло не должна превышать трех высот зуба или быть не менее одной его высоты.
При смазывании погружением горизонтально расположенных зубчатых колес последние должны быть погружены в масло не более чем на 0,5 ширины зуба. При окружных скоростях свыше 10-12 м/с в зубчатых и червячных редукторах применяют циркуляционное смазывание.
При смазывания зубчатых передач большую роль играет правильный выбор масла. Оно должно хорошо удерживается на поверхности зубьев, образуя вокруг зубчатой передачи масляную оболочку.
Способность различных смазочных масел наиболее эффективно предохранять зубья от изнашивания зависит, главным образом, от их вязкости: чем выше вязкость, тем лучшую защиту от изнашивания обеспечивает масло. В то же время следует помнить, что высоковязкие смазочные масла при низких температурах теряют текучесть, в результате чего колеса, которые погружаются в такое масло, не захватывают их зубьями.
Маловязкие масла с повышением температуры, наоборот, разжижаются, причем настолько, что при погружении колес в ванну, жидкое масло разбрызгивается и приктически не остается на зубьях. Естественно, что такие масла не могут обеспечить качественного смазывания зубчатых передач.
Редукторные масла и смазки с различной степенью вязкости имеются в ассортименте продукции EFELE. Они эффективно работают в широком диапазоне температур как открытых, так и закрытых передач.
Редукторные масла EFELE обеспечивают стабильную работу закрытых передач при высоких температурах и нагрузках, увеличивают интервалы между сменами масла и имеют большую стойкость к окислению. Наравне с трансмиссионными маслами для закрытых редукторов можно использовать смазку EFELE MG-211-00. Она обладает высокой несущей способностью, защищает от коррозии и износа.
Для притирки сильно нагруженных зубчатых колес используется также антифрикционное покрытие MODENGY 1001. Эта сухая смазка, твердеющая на воздухе, предотвращает движение рывками и обладает долговременной эффективностью. Твердосмазочное антифрикционное покрытие MODENGY 1001 можно приобрести в аэрозольных баллонах объемом 210 мл, в капсулах по 200 г, в банках по 600 г или ведрах по 4,5 кг.
Правильно выбранная смазка для всех типов зубчатых колес обеспечивает их стабильную работу, при которой устраняются все причины для разрыва или повреждении смазочной пленки в местах контакта зубьев даже при предельно большой нагрузке.