Ни для кого не секрет, что суппорт дискового тормоза современного автомобиля – сложный и ответственный узел, изготовленный из высокотехнологичных материалов.

От его исправной работы зависит безопасность движения, а значит, и жизнь людей. Дисковые тормоза работают в тяжелейших условиях высоких температур: в паре трения диск/колодка температура может достигать +500 и даже +600 °С, на поверхностях других деталей суппорта, за счет отвода тепла и его рассеивания, +150 °С и выше.

В реальной дорожной обстановке такие температурные показатели, как правило, не достигаются, однако при агрессивной езде или движении по горному серпантину они вполне реальны. Кроме того, детали суппорта подвергаются воздействию воды и солей с дорожного полотна, а также тормозной жидкости из тормозной системы.


Сверхтяжелые условия работы суппорта требуют применения в нем специальных смазок, рассчитанных на экстремальные условия эксплуатации.


Обычные смазки в таких условиях работы коксуются, вымываются водой, растворяются тормозной жидкостью и могут оказывать пагубное влияние на эластомерные и пластмассовые детали суппорта. Все это может привести к отказу тормозной системы во время движения.


Разрушение суппорта


Исходя из сложных условий эксплуатации тормозного суппорта, к смазкам для него предъявляются следующие основные требования:

  • Высокотемпературность (до +180 °С и выше)
  • Отсутствие температуры каплепадения, чтобы смазка не плавилась и не вытекала из узла при высоких температурах
  • Нерастворимость в воде и тормозной жидкости, т.е. водо- и химическая стойкость
  • Совместимость смазки с пластмассовыми деталями и эластомерными уплотнителями суппорта

В зависимости от конкретных узлов применения, специальные смазочные материалы для суппорта дискового тормоза можно условно разделить на три группы.

I группа.Высокотемпературные противозадирные пасты (Anti-Seize-компаунды), применяемые на скобах, обратных металлических поверхностях тормозных колодок и противоскрипных пластинах

II группа. Смазки для кромок поршней, болтов, штифтов, втулок и эластомерных сальников. В инструкциях по эксплуатации автомобилей они зачастую обозначаются как Rubber Grease. Необходимо помнить, что обычные силиконовые смазки для резины и пластмассы не применимы для этих деталей по указанным выше причинам.

III группа. Универсальные смазки для всех движущихся деталей суппорта, в т.ч. для пластмассовых и эластомерных

В свою очередь, смазочные материалы I группы классифицируются по составу добавок (наполнителей), подразделяясь на:

  • Комплексные (с добавками порошков меди, алюминия и графита)
  • Медные (с порошками меди и графита)
  • С наполнителем из дисульфида молибдена
  • С неметаллическими наполнителями (силикатом магния, керамики)

Мировые производители автомобильных и мотоциклетных тормозных систем, такие как TRW Automotive, Cardone, Remsa America, Delphi и др., для обслуживания суппорта дискового тормоза рекомендуют применять силиконовые высокотемпературные смазки.


Следовательно, оптимальным выбором для среднестатистического автовладельца являются специальные смазки III группы: благодаря их высокотемпературным свойствам они применимы на скобах, обратных металлических поверхностях тормозных колодок, противоскрипных пластинах, поршнях, болтах, штифтах, втулках и эластомерных сальниках, т.е. на всех смазываемых деталях суппорта дискового тормоза.


Детали дискового тормоза


Учитывая потребность в обеспечении безопасности, надежности, комфорта и высокого качества постоянно усложняющихся систем автомобильных тормозов, специалисты советуют применять смазки от компании "Эффективный Элемент".


Современные смазочные материалы EFELE обеспечивают защиту деталей суппорта от коррозии, снижение шума, демпфирование, герметизацию и изоляцию. Кроме того, они не токсичны, не наносят вреда окружающей среде и удовлетворяют всем требованиям международных стандартов.


Предназначенные для работы в условиях экстремальных нагрузок, скоростей и температур, в присутствии воды и пыли, смазочные материалы EFELE совместимы с эластомерами, которые обычно используются в автомобильных тормозных системах (например, ЭПДМ, неопрен и др.).

Пластичные смазки EFELE на силиконовой или полиальфаолефиновой основе удовлетворяют требованиям, предъявляемым к смазкам для новых конструкций соединений, в которых используются полимерные композитные термопластики, упрочненные стекловолокном.

Силиконовые смазки EFELE имеют высокую вязкость и отлично работают при низких температурах, демонстрируя очень хорошие демпфирующие и антивибрационные свойства.

Ассортимент специальных смазочных материалов EFELE для тормозной системы включает в себя:

  • Пластичные смазки. Густые и полужидкие дисперсии загустителя в смазывающей жидкости. Высокоэффективные пластичные смазки разработаны для использования с такими парами материалов, как металл-металл, металл-резина, металл-пластик, пластик-пластик. В большинстве своем смазки EFELE имеют синтетическую основу, поэтому обладают отличной стойкостью к тепловому разложению. Многие содержат твердые смазочные присадки, обеспечивающие эффективную смазку в условиях экстремальных нагрузок. Высокоэффективные фторированные консистентные смазки предназначены для длительной работы при повышенных температурах и нагрузках в агрессивных средах.

  • Пасты. Продукты на основе различных базовых масел с высокой концентрацией твердых смазочных веществ. Используются при первоначальной обкатке и на участках, подвергающихся высоким нагрузкам.

Смазочные материалы EFELE для тормозной системы

Рассмотрим применение продуктов EFELE в различных узлах тормозной системы.


Усилители тормозной системы

Для обеспечения качественной смазки и герметичности узлов при низких температурах (до -40 °С) лучше всего подходят пластичные смазки EFELE. Они совместимы со многими материалами (в т.ч. пластмассами и резинами), в частности, с направляющим штифтом, скользящим чехлом, реакционным диском, плунжером и вакуумными уплотнениями.


Тормозные скобы

Некоторые участки тормозной скобы нуждаются в смазке для обеспечения безотказного движения скользящих деталей, устранения или уменьшения шумов и вибраций.


Направляющий штифт тормозной скобы

Требуются смазочные материалы, содержащие твердую фазу, с хорошей смазывающей способностью, выдерживающие высокие нагрузки в широком диапазоне температур. Силиконовые смазки EFELE пригодны для данных узлов благодаря низким рабочим температурам и хорошей совместимости с резиной.


Прокладка тормозной колодки

Применимы пластичные смазки и пасты, обладающие широким диапазоном рабочих температур, отличной смазывающей, демпфирующей и антивибрационной способностью. Они позволяют устранить шум и визг тормозов.


Направляющая пружина тормозной колодки

На стальную пружину необходимо нанести «сухое» антифрикционное покрытие с изолирующими и антикоррозионными свойствами для обеспечения правильной смазки тормозной колодки в направляющих скольжения тормозной скобы.

Компоненты барабанных тормозов

В значительном количестве автомобилей используется сочетание передних дисковых и задних барабанных тормозов. Некоторые участки барабанных тормозов нуждаются в смазке для устранения или уменьшения шумов и трения.