Появление в истории человечества и мира смазочных материалов пластичных (консистентных) смазок произошло в IV тысячелетии до нашей эры.

Еще древние египтяне применяли пластичные смазки для уменьшения трения в своих боевых колесницах.

В состав первых смазок входил кальций, смешанный с животным жиром и, в некоторых случаях, с растительными маслами.

Подобный тип смазки использовался вплоть до XIX в.

А в конце девятнадцатого столетия, в ходе промышленного переворота были разработаны пластичные смазки на базе минеральных масел для применения в шахтенных вагонетках и промышленных агрегатах, которые тогда работали довольно медленно.

Такая консистентная смазка, называемая "брикетом", использовалась до середины ХХ в., но и сейчас ее можно встретить в некоторых странах.

ХХ век – время развития промышленности, паровых машин, автомобилестроения, индустриальных и сельскохозяйственных механизмов. В это время появилась и стала возрастать необходимость в более эффективных смазках.

Запросы промышленности привели к внедрению пластичных смазок на базе натриевых мыл, алюминия, бария и др.

Процесс смазывания новых механизмов заметно усложнился в силу все большей их специализации и совершенствования. Так что количество смазок увеличивалось.

Появилось множество специализированных смазок, потому что каждая смазка разрабатывалась для выполнения конкретной задачи: смазка для шасси, подшипников, рулевого механизма, для зубчатых колес, для вагонов, конвейеров, вагонеток и т.д.

Около 1950 г. появление “универсальной” консистентной смазки, загущенной литиевыми мылами, было встречено с известной долей скептицизма.

Однако через несколько лет она стала наиболее широко используемой смазкой для автомобилей и промышленных агрегатов.

Сегодня литиевая смазка является самой распространенной консистентной смазкой в промышленном мире.