На территории РФ вырабатывается более 100 видов смазок и масел.

До конца 1970-х гг. в бывшем СССР смазочные материалы получали свои наименования в произвольном порядке. Это вызывало путаницу: одни смазки назывались словесно, другие получили определенный номер, а третьи – термин.

Оттиск
1979 год – именно тогда был утвержден ГОСТ 23258-78 (действительный и поныне), согласно которому название смазки должно включать одно слово и цифры.

Смазки классифицируются исходя из консистенции, состава и сферам использования:

По консистенции смазки бывают полужидкими, пластичными и твердыми.

Пластичные смазки и полужидкие смазки – это коллоидные системы, включающие в себя дисперсионную среду, дисперсную фазу + пакет присадок и добавок. Самое частая область применения пластичные смазки – это передачи (зубчатые, винтовые), подшипники качения, подшипники скольжения, шарниры, цепные передачи, многожильные тросы.

Твердые смазки до отверждения называются суспензиями, дисперсионной средой для них является смола или иное связующее вещество и растворитель, а загустителем является дисульфид молибдена, графит и пр.

После отверждения (когда испаряется растворитель) твердые смазки становятся золями, имеющими все качества твердых тел. Они характеризуются малым коэффициентом сухого трения.

А что влияет и от чего зависит надежная работа пластичных смазок?

Основные характеристики пластичных смазок:

  • Конструкционные характеристики узлов трения и рабочие условия смазок – температура, нагрузка, скорость вращения пар трения
  • Сочетаемость мазок с конструкционными материалами
  • Сочетаемость смазок между собой при возможном смешивании

Исходя из состава смазки делятся на четыре группы

Мыльные смазки. Для их выработки в роли загустителя используют соли высших карбоновых кислот. Исходя из аниона мыла, смазки одного катиона делятся на простые и комплексные - натриевые, кальциевые, литиевые, алюминиевые, бариевые, литиевые.

Отдельной категорией являются смазки на смешанных мылах, где в роли загустителя выступают смеси мыл.

Мыльные смазки, исходя из используемого для их создания жирового сырья, именуются синтетическими смазками (анион мыла – радикал синтетических жирных кислот) или жировыми смазками (анион мыла – радикал природных жирных кислот), скажем, синтетические солидолы.

Неорганические смазки. Чтобы их создать как загуститель берут высокодисперсные неорганические вещества с хорошей температурной стабильностью. Данные смазки – это асбестовые, бентонитовые, графитные, силикагелевые.

Органические смазки. Для их выработки используют высокодисперсные органические вещества с хорошей температурной стабильностью. К таким смазкам относятся сажевые, полимерные, полимочевинные, пигментные.

Углеводородные смазки. Чтобы их получить, в роли загустителей применяют высокоплавкие углеводороды (петролатум, церезин, парафин, озокерит, воски).

Исходя из типа дисперсионной среды выделяют смазки на нефтяных и синтетических маслах.

По сфере использования смазки делятся на:
  • Смазки для применения в пищевой промышленности
  • Антифрикционные смазки (минимизация износа, пар трения)
  • Консервационные смазки (антикоррозионная защита металлических деталей и механизмов во время работы, хранения и транспортировки)
  • Уплотнительные смазки (герметизация зазоров, упрощение монтажа арматуры, резьбовых соединений, разъемов)
  • Канатные смазки (минимизация износа и коррозии стальных канатов)

Смазки для пищевой промышленности

В связи с тем, что вопросам обеспечения безопасности потребителя стало уделяться больше внимания, возникла потребность в смазках, которые не содержат токсичных компонентов и не создают угрозу здоровью человека даже при их контакте с продуктами питания. 

Такие материалы называют пищевыми смазками. Данная категория не входит в классификацию ГОСТ, однако материалы с пищевыми допусками в настоящее время согласно действующему законодательству необходимы для предприятий, выпускающих продукты питания, напитки, упаковку, фармацевтическую продукцию.

Из российских материалов для применения в пищевой промышленности наиболее известны пищевые смазки EFELE. Они сертифицированы различными уполномоченными независимыми организациями, в том числе Национальным Санитарным Фондом США – NSF International – в категориях H1 и 3H.

Пищевые cмазки EFELE

Это означает, что данные материалы можно применять в узлах, где возможен случайный контакт с продуктами питания (H1) или постоянный прямой контакт (3H).

Пищевые смазки имеют специальную рецептуру, которая не только безопасна, но и обеспечивает полноценное функционирование узлов трения в специфических условиях пищевого производства. Они выдерживают высокие нагрузки, не смываются водой, совместимы с пластиками и резинами, работают в широком диапазоне температур.
Российские пищевые смазки производятся по современным технологиям из высококачественных компонентов. Они не уступают импортным аналогам по качеству, но значительно выигрывают по цене.

Антифрикционные смазки

В первую очередь к антифрикционным смазкам относятся солидолы - дешевые и распространенные пластичные смазки.

Солидолы стойки к влаге, умело противостоят коррозии, обладают хорошими противоизносными качествами. Однако, недостатками являются низкая температура плавки и слабая механическая стабильность. Если температура становится выше +60...+70 °С, от применяются Na и Са-смазки. Но сейчас они уже не так распространены, их постепенно вытесняют многоцелевые смазки.

Смазки общего назначения

Солидол С используется в узлах трения механизмов и транспортных средств, как смазка с/х техники; смазка ручного инструмента, смазка шарниров, смазка винтовых и цепных передач. Свойства: хорошая водостойкость, коллоидная стабильность, малый температурный диапазон работы, малая механическая стабильность.

Солидол Ж используется как смазка узлов трения, смазка элементов качения и скольжения.

Графитин используется для тяжелых механизмов, работающих с большой нагрузкой, подвески тракторов, спецтехники, открытых шестереночных передач, резьбовых соединений.

Смазки общего назначения для повышенной температуры

Консталин. Где используется? смазка вентиляторов литейных машин, смазка доменных печей, смазка цементных печей, смазка подшипников качения. Обладет малой водостойкостью. Работает в температурном диапазоне -40...+120 °С.

Литин-2. Используется для смазки игольчатых подшипников (карданные шарниры). Работает в температурном диапазоне -40...+120 °С.

Многоцелевые смазки

Многоцелевые смазки можно использовать во многих узлах трения (подшипники качения, подшипники скольжения, шарниры). Такие смазки имеют хорошую стойкость к воде, высокие защитные качества и могут работать в большом скоростном и температурном диапазоне.

Не рекомендуется заменять многоцелевыми смазками узкоспециализированные смазочные материалы: приборные или термостойкие.

В смазке подшипников (шариковых или роликовых) допускается применение пластичных многоцелевых антифрикционных смазок (например, Литол-24). Использование указанных смазок сокращает расход пластичных смазок, снижает изнашивание оборудования и повышает рабочий срок механизмов.

Литол-24, Литол-24 РК. Антифрикционная многоцелевая водостойкая смазка представляет собой смесь нефтяных масел, литиевых мыл 12-оксистеариновой кислоты и пакета присадок. Смазка имеет хорошие консервационные свойства, хорошо защищает металлические изделия от коррозии. Предназначена для применения в узлах трения колесных, гусеничных транспортных средств и промышленного оборудования, судовых механизмов различного назначения, работающих при температурах от -40 до +120 °С (допускается кратковременный нагрев до +130 °С ).

Литол-24М. Область применения: узлы трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовые механизмы различного назначения. Она достаточно надежно защищает от коррозии, широко используется в качестве единой автомобильной смазки, успешно заменяет солидолы всех типов, Na- и Li-смазки общего назначения. Применение указанного типа смазки позволяет сократить расход пластичных смазок, снизить износ оборудования и увеличить срок службы оборудования.

Фиол-1. Предназначена для смазывания узлов трения под давлением (через пресс-масленку) и для тросов, имеющих оболочку с внутренним диаметром <5. Водостойкая. Работоспособна при температуре -40...+120 °С.

Фиол-2. Область применения: подшипники качения и скольжения, зубчатые передачи индустриальных машин и механизмов, передачи станков, конвейеров и других аналогичных устройств, работающих при малых и средних нагрузках и т.п. Водостойкая.

Фиол-2М. Область применения: легко нагруженные малогабаритные подшипники качения и скольжения автомобильного электрооборудования, высокооборотные подшипники электроверетен; оси октан-корректора прерывателя распределителя автомобилей. Водостойкая, улучшенные противоизносные и противозадирные свойства (по сравнению с ФИОЛ-2). Работоспособна при температуре -40...+120 °С.

БНЗ-3. Область применения: закрытые роликовые опоры конвейеров, механизмы экскаваторов, бурильных станков, бульдозеров и в горнорудной промышленности. По производным характеристикам уступает смазке Фиол-2М. Работоспособна при температуре -40...+120 °С.

Герметин. Область применения: герметизация пробковых кранов бытовой газовой аппаратуры. Водостойкая, антифрикционная, многоцелевая. Работоспособна при температуре -40...+130 °С.

Термостойкие смазки

В ряде узлов трения рабочая температура составляет +200...350 °С и более. Для работы в такой "горячей" среде производятся термостойкие смазки, среди них особо качественными и надежными являются ЦИАТИМ-221, ВНИИНП-207, ВНИИНП-231, ВНИИНП-246.

ЦИАТИМ-221. Пластичная смазка представляет собой синтетическое масло, загущенное комплексным кальциевым мылом с добавлением анти окислительной присадки. Предназначена для смазывания подшипников качения электромашин, систем управления и приборов с частотой вращения до 10 000 об/мин, агрегатных подшипников летательных аппаратов, узлов трения и сопряженных поверхностей металл-металл и металл-резина, работающих при температуре от -60 до +150 °С.

ВНИИНП-207, ВНИИНП-219. Область применения: подшипники качения электрических машин и стартер-генераторов с частотой вращения до 10000 мин-1 ( Тр= -60...+200 °С).

ВНИИНП-231. Область применения: закрытые червячно-винтовые механизмы, тихоходные подшипники качения и скольжения, резьбовые соединения. По свойствам занимает промежуточное положение между смазками и полу текучими пастами. Морозостойкая. Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па и температуре -60… +250 °С.

ВНИИНП-233. Область применения: подшипники качения и скольжения с качательным движением, сопряженные поверхности "металл- резина" ( Тр= -30...+250 °С).

ВНИИНП-235. Область применения: подшипники качения. Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па и температуре -60...+250 °С.

ВНИИНП-246. Область применения: подшипники качения и маломощные зубчатые передачи. Высокая термическая стабильность низкая испаряемость, хорошие противозадирные характеристики и морозостойкость. Работоспособна в вакууме до 1,3⋅10-4 Па и при температуре -60…+250 °С.

Графитол. Область применения: высокотемпературные узлы трения, преимущественно скольжения; горячие вентиляторы, петли и замки дверей сушильных камер и других индустриальных механизмов (Тр= -25...+160 °С

Морозостойкие смазки

Если температура более низкая, то в детали нужно использовать низкотемпературные антифрикционные смазки (скажем, Циатим-201) или многоцелевые антифрикционные смазки. Данные смазки рекомендуются для механизмов, функционирующих при низкой температуре (до -60 °С). Изготавливается более 10 наименований морозостойких смазок, среди которых самое большое распространение получили ЦИАТИМ-201, Лита, Зимол, МС-70, МУС-3А.

ЦИАТИМ-203. Область применения: зубчатые, червячные передачи редукторов, опоры скольжения и подшипники качения; различные силовые приводы, винтовые пары, нагруженные редукторы, механизмы, эксплуатируемые на открытых площадках, узлы трения автомобилей. Превосходит ЦИАТИМ-201.

Лита. Область применения: узлы трения машин и механизмов, эксплуатируемых под открытым небом, механизмы переносного инструмента с электрическим или механическим приводом. Высокая водостойкость, хорошие консервационные свойства, низкая механическая стабильность (Тр.-50...+100 °С).

Зимол. Область применения: узлы трения любых типов транспортных средств и инженерной техники, эксплуатируемых в районах с особо холодным климатом. Всесезонная (Тр.-50...+130 °С).

Химически стойкие смазки

ЦИАТИМ-205. Область применения: резьбовые и контактные соединения и уплотнения, работающие в агрессивных средах. Устойчива к воздействию концентрированных неорганических кислот, щелочей, аминов, гидразинов. Высокие водостойкость и защитные свойства. (Тр.-60...+50 °С).

ВНИИНП-279. Подшипники качения и скольжения, резьбовые соединения, разъемы, клапаны и другие детали, работающие на воздухе и в агрессивных средах. Работоспособна на воздухе при температуре -50...+150 °С, в агрессивных средах при температуре -50...+50 °С.

ВНИИНП-280 (Тр.-60...+150 °С), ВНИИНП-282 (Тр.-45...+150 °С). Область применения: подшипники качения, резьбовые соединения, шпиндели, подвижные резиновые уплотнения, работающие в агрессивных средах, в том числе в газообразном кислороде.

ВНИИНП-294, ВНИИНП-295. Область применения: сопряженные поверхности "металл-металл"и "металл-резина" в среде спиртов, глицерина, уксусной кислоты, аминов и гидразинов. Работоспособна на воздухе при температуре -60...+150 °С, в агрессивных средах -60...+50 °С.

ВНИИНП-298. Область применения: стеклянные и металлические подвижные соединения, работающие в вакуумных установках, термохимическая обработка металлов в агрессивных средах. Высокие адгезия и термостойкость, низкая испаряемость, хорошая влагостойкость и морозостойкость. Работоспособность в вакууме до 1,3x10-5 Па и при температуре -60...+250 °С.

Криогель. Область применения: узлы трения арматуры, работающей в контакте с кислородом и другими газами, находящимися в жидком состоянии, а также работающей в парообразных агрессивных средах. Работоспособна в резьбовых и других неподвижных соединениях при температуре - 200...+200 °С, в узлах трения скольжения при температуре -60...+200 °С

Редукторные смазки (полужидкие)

ЦИАТИМ-208. Область применения: тяжелонагруженные редукторы червячные и зубчатые передачи гусеничной техники. Водостойкая (Тр.-40...+70 °С).

СТП-Л, СТП-3. Область применения: зубчатые передачи тяговых редукторов тепловозов. СТП-Л - летняя (Тр.-5...+50 °С); СТП-З - зимняя (Тр.-50...+50 °С).

ОЗП-1. Область применения: открытые зубчатые передачи мощных приводов вращающихся печей, кузнечно-прессового оборудования. Высокие адгезионные, консервационные свойства и водостойкость (Тр.-5...+70 °С).

Трансол-100, Трансол-200. Область применения: червячные редукторы и мотор-редукторы, работающие с максимальными удельными нагрузками в зацеплении (Тр. -30...+130 °С).

Трансол-РОМ. Область применения: легко- и средненагруженные редукторы металлургического и другого промышленного оборудования. Работоспособна при температуре -30...+90 °С, кратковременно до + 110 °С.

Редуктол М, Редуктол. Область применения: высоконагруженные редукторы промышленного ( в том числе металлургического) оборудования, зубчатые зацепления тяговых редукторов локомотивов и мотор- вагонного подвижного состава. Работоспособна при температуре -40...+150 °С и контактной нагрузке в зубчатом зацеплении до 2,5 ГПа.

СКП-М. Область применения: средненагруженные зубчатые (цилиндрические и конические) редукторы с картерной системой смазки (Тр.-30...+100°С

Приработочные пасты

ВНИИНП-225. Область применения: подвижные и неподвижные резьбовые соединения, тяжело нагруженные тихоходные узлы трения. Работоспособна при температуре -60...+250 °С (алюминиевые сплавы), -60…+350 °С (легированные стали), -40...+300 °С (малооборотные узлы трения).

ВНИИНП-232, Лимол. Облегчение сборки, приработка и смазывание подшипников скольжения, шарниров зубчатых и винтовых передач, тяжело нагруженных тихоходных узлов трения, резьбовых соединений. Противозадирная. Работоспособна при температуре -50…+300 °С

Смазки для электрических машин

ВНИИНП-242. Область применения: подшипники качения судовых электрических машин горизонтального использования. Работоспособна при температуре -30...+110 °С и влажности до 98 %.

ЛДС-1. Область применения: закрытые подшипники качения электродвигателей серии 4А, работающие при высоких средних нагрузках (Тр.-50...+120 °С).

ЛДС-3. Область применения: закрытые подшипники качения узлов трения электродвигателей серии А1 малошумного исполнения. Снижает шум при работе электромашин (Тр.-50...+120 °С).

ЭШ-176. Область применения: подшипники электрических машин горизонтального и вертикального исполнения, подшипники машин в целлюлозно-бумажной промышленности (Тр.-25...+100 °С).

СВЭМ. Область применения: подшипники качения мощных судовых электрических машин. Высокие механическая, термическая и антиокислительная стабильности, хорошая морозостойкость и низкая испаряемость. Вызывает набухание резин и оказывает вредное воздействие на окраску металлических деталей (Тр.-50...+120 °С).

Автомобильные смазки

ШРУС-4. Область применения: шарниры равных угловых скоростей полноприводных автомобилей и другие узлы трения. Низкая испаряемость (Тр.-40...+120 °С).

Фиол-2У. Область применения: игольчатые подшипники крестовин карданного вала автомобилей и другой наземной техники. Высокие антиокислительная, механическая и коллоидная стабильности, хорошие противоизностные и противозадирные характеристики, водостойкая (Тр.-40...+120 °С

Железнодорожные смазки

ЖРО. Область применения: подшипники качения букс железнодорожных локомотивов, подшипники тяговых электродвигателей. Высокие водостойкость и противозадирные характеристики, обеспечивает без замены и пополнения 400 000 км пробега электровозов и тепловозов. Работоспособна при температуре -40...+120 °С.

Кулисная ЖК. Область применения: гнезда трения кулисного механизма, соединения рессорного подвешивания Невысокая водостойкость, хорошие адгезионные свойства. (Тр.-30...+80 °С).

ЖТ-72. Область применения: тормоза локомотивов при трении резины по металлу. Морозостойка; не вызывает набухания резиновых уплотнений автотормозных приборов (Тр.-60...+120 °С).

ЖР. Область применения: уменьшение бокового износа рельс на кривых участках пути и гребней бандажей колесных пар. Растворима в воде, низкая коллоидная стабильность (Тр.-30...+80°С).

Морские смазки

АМС-1, АМС-3. Область применения: предотвращение коррозии механизмов кораблей, подводных лодок, гидросамолетов. Работоспособны при температуре -15...+65 °С (АМС-1), 0...+75 °С (АМС-3)

МС-70. Область применения: подшипники качения и скольжения, непосредственно соприкасающиеся с морской водой. Высокие водостойкость, консервационные свойства и морозостойкость; обеспечивает периодическую работу механизмов в течение 10 лет. Работоспособна при температуре -45...+65 °С, в мощных механизмах – от -50 °С.

МУС-3А. Область применения: высоконагруженные узлы трения, работающие в контакте с морской водой. Морозостойкая (Тр.-50...+65 °С).

МЗ. Область применения: узлы трения, работающие в контакте с морской водой. Хорошая коллоидная и удовлетворительная механическая стабильности; морозостойкая, рабоче-консервационная (Тр.-50...+80 °С).

Авиационные смазки

Эра. Область применения: подшипники качения и скольжения, зубчатые передачи систем управления самолетов (Тр.-60...+120 °С).

АТЛАНТА. Область применения: узлы трения скольжения, работающие при высоких знакопеременных нагрузках, игольчатые и винтовые механизмы. Морозостойкая, водостойкость; работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па и при температуре -60...+150 °С.

Сапфир. (ВНИИНП-261) Область применения: конические роликовые подшипники ступиц колес шасси летательных аппаратов. Высокие термостойкость, механическая и антиокислительная стабильности (Тр.-40...+150 °С, кратковременно до +200 °С).

СЭДА. Область применения: скоростные агрегатные слабонагруженные подшипники некоторых самолетов. Хорошие смазывающие и низкотемпературные свойства, низкая испаряемость, удовлетворительная водостойкость, вызывает набухание резины на основе нитрильных и силоксановых каучуков (Тр.-60...+120 °С).

Свинцоль 01. Область применения: тяжелонагруженные узлы трения некоторых самолетов и вертолетов. Нерастворима в воде, токсичная (Тр.-60...+90 °С).

НК-50. Область применения: подшипники ступиц шасси самолетов. Низкие водо- и морозостойкость (Тр.-15...+120 °С).

Индустриальные смазки

Униол-2М/2. Область применения: узлы трения металлургического и горно обогатительного оборудования с системами централизованной подачи смазки. Высокая термостойкость, хорошие противозадирные характеристики и прокачиваемость, влагоупрочняется при хранении (Тр.-30...+160 °С).

Прессол М. Область применения: для смазывания узлов трения кузнечно-прессового и другого средне- и тяжелонагруженного промышленного оборудования с централизованной системой подачи смазки (Тр.-20...+120 °С).

Сиол. Область применения: скоростные подшипники электроверетен и нажимных валиков прядильных машин, работающие при частотах до 16000 мин-1 Высокие термо- и водостойкость; удовлетворительные консервационные свойства. Работоспособна при температуре -20...+120 °С.

ВНИИНП-273. Область применения: подшипники качения и скольжения, шариковинтовые передачи, реечные и винтовые приводы, резьбовые соединения, работающие в условиях воздействия радиации. Работоспособна при температуре -20...+120 °С.

Ротационная ИР. Применяется в узлах трения ротационных машин. Работоспособна при температуре -15..+65 °С.

Термолита. Область применения: подшипники букс чугуновозов, шлаковозов, сталевозов, подшипники агломашин и других узлов металлургического оборудования, работающих в условиях экстремальных температур. По реологическим свойствам занимает промежуточное положение между смазками и пастами. (Тр.0...+500 °С).

Омметтерма-2, Омметсупертерма. Применяется в подшипниках качения металлургического и другого промышленного оборудования. Стойкая к действию воды и водяного пара. Сохраняет работоспособность при температуре -20...+180 °С, кратковременно до +200 °С. Применяется как закладная.

Буровые смазки

Долотол Н. Область применения: шарошечные долота с негерметизированными опорами качения и скольжения. Высокие механическая, коллоидная и антиокислительная стабильности, водостойкость, противозадирные и консервационные характеристики. Работоспособна при температуре -20..+130 °С.

Геол-1. Область применения: нанесение на поверхность бурильных труб и керноприемных устройстве для высокооборотного геологоразведочного бурения. Водостойкая, консервационная и противозадирная (Тр -10...+60 °С).

Пластол. Область применения: шарошечные долота высокооборотных бурильных механизмов с негерметизированными опорами качения и скольжения. Высокие механическая, коллоидная и антиокислительная стабильности, водостойкость, трибо - технические и консервационные характеристики. Работоспособна при температуре -20..+130 °С.

Электроконтактные смазки

ВНИИНП-248. Область применения: скользящие электрические контакты проволочных резисторов. Мягкая консистенция высокое удельное сопротивление, хорошие морозо-, термо- и водостойкости (Тр -60...+200 °С).

ВНИИНП-502. Область применения: слаботочные электрические контакты модульных переключателей. Электроконтактная, высокие водостойкость, адгезия, механическая стабильность и консервационные свойства. (Тр -40...+100 °С).

Электра-1. Область применения: скользящие контакты типа "кольцо-щетка" коллекторного узла вращающихся трансформаторов. Высокая термическая стабильность, хорошие противоизносные характеристики и водостойкость, большой срок службы при переходном сопротивлении менее 0,1 Ом (Тр -40...+120 °С).

Консервационные (защитные) смазки

Пушечная (ПВК). Область применения: защита от коррозии металлических изделий, предотвращение ржавления изделий из черных и цветных металлов, консервация металлических изделий и механизмов. Высокие адгезионные и консервационные свойства, водостойкость, удерживается на наклонных и вертикальных поверхностях. (Тр -50...+50 °С).

ВНИИСТ-2. Область применения: изоляция наземных трубопроводов. Полужидкая, морозостойкая (Тр -60...+40 °С).

ВТВ-1. Область применения: предотвращение окисления клемм аккумуляторов автомобилей, консервация металлических изделий и наружных поверхностей механизмов при транспортировании или длительном хранении. Высокие водостойкость, адгезионные и консервационные свойства, хорошая морозостойкость (Тр -40...+45 °С).

ВТВ-1, аэрозольная упаковка. Область применения: консервация неокрашенных и декоративных металлических поверхностей, клемм аккумуляторов, замков автомобилей. (Тр -40...+50 °С).

ЗЭС. Область применения: защита от коррозии грозозащитных тросов и арматуры высоковольтных линий электропередач, машин механизмов, хранящихся и эксплуатируемых на открытом воздухе. (Тр до +80 °С).

ПН. Область применения: смазывание малокалиберных спортивных патронов (Тр -30...+50 °С).

Канатные смазки и пропиточные составы

Канатная 39У. Область применения: рудничные и буровые канаты, тросы, подъемно-транспортные машины. Хорошие водостойкость, адгезия к металлу, консервационные свойства. (Тр -25...+50 °С).

БОЗ-1. Область применения: стальные канаты при их изготовлении. Хорошие адгезия к металлу, водостойкость и консервационные свойства (Тр -20...+50 °С).

Торсиол-35Э. Область применения: смазывание стальных канатов различного назначения при их эксплуатации. Водо- и морозостойкая (Тр -35...+50 °С).

Ваерол. Область применения: стальные канаты промысловых и грузоподъемных устройств морских судов при их изготовлении. Высокие адгезия к металлам, водостойкость, защитные свойства и антифрикционные характеристики (Тр -30...+50 °С).

Канатол. Область применения: стальные канаты в процессе их изготовления. Защищает от изнашивания и коррозии (Тр -35...+50 °С).

Е-86. Область применения: пропитка органических сердечников стальных канатов общего назначения. Высокие адгезионные, консервационные и антифрикционные характеристики, водостойкость (Тр -35...+50 °С).

ЛЗ-Е-91. Область применения: пропитка органических сердечников стальных канатов; смазывание контактирующих с сердечником проволок канатов (Тр -35...+50 °С).

Уплотнительные (резьбовые) смазки

Р-2. Область применения: резьбовые соединения обсадных и насосно - компрессорных труб буровых скважин. Хорошие водо- и морозостойкость (Тр -30...+50 °С).

Р-402. Область применения: резьбы обсадных труб газоконденсатных скважин и насосно-компрессорных труб любого диаметра. Водостойкая, токсичная (Тр -50...+200 °С).

ВНИИНП-291. Область применения: герметизация кранов, находящихся в системах подачи хозяйственно-питьевой воды. Хорошие водостойкость и коллоидная стабильность, нерастворима в нефтепродуктах (Тр -50...+200 °С).

Замазка вакуумная. Область применения: уплотнение разборных, но неподвижных соединений вакуумных установок. Водостойкая (Тр -10...+40 °С).

ЛЗ-162. Область применения: прямоточные задвижки и пробковые краны фонтанирующих нефтяных и газовых скважин при давлении в забое до 100 Мпа. Растворима в углеводородах и не растворима в воде (Тр -25...+130 °С).

Насосная. Область применения: сальниковые уплотнения нефтяных и грязевых насосов высокого давления буровых установок. Водостойкая, нерастворима в углеводородах, спиртах, глицерине и т.п. (Тр -20...+120 °С).

Кранол. Область применения: арматура газовых магистралей, газораспределительных и компрессорных станций при давлении до 7,5 Мпа.

Арматол-238. Область применения: герметизация запорных устройств устьевого нефтепромыслового оборудования нефтяных и газовых месторождений. Мало растворима в жидких и газообразных углеводородах, частично растворяется в бензине (Тр -50...+120 °С).


Твердые смазки

Технологию твердой смазки реализуют антифрикционные твердосмазочные покрытия. В России их разработкой и производством занимается компания «Моденжи», расположенная в городе Брянске.

Они имеют значительные отличия от традиционных жидких и пластичных смазочных материалов – по технологии нанесения, необходимости полимеризации (в печи или при комнатной температуре), эксплуатационным характеристикам.


Покрытия MODENGY


Антифрикционные твердосмазочные покрытия создают на обработанных элементах устойчивый сухой слой, представляющий собой частицы твердосмазочных веществ (графита, дисульфида молибдена, политетрафторэтилена и др.), распределенные в ячейках матрицы связующих компонентов.

Твердые смазочные материалы (антифрикционные твердосмазочные покрытия) характеризуются низким коэффициентом трения (от 0,03), высокой несущей способностью, противозадирными, антикоррозионными, антиадгезионными свойствами, длительным сроком службы (могут выступать в качестве ресурсной смазки). 



Покрытия сохраняют свою работоспособность в широком диапазоне условий эксплуатации, в том числе в агрессивных, запыленных средах, в условиях радиации, вакуума, высоких нагрузок, больших и малых скоростей скольжения. За счет этого они получили широкое распространение в узлах оборудования большого количества отраслей промышленности.

Материалы Modengy применяются в машиностроении, роботостроении, нефтегазовом оборудовании, арматуростроении, авиастроении, автомобилестроении, компрессоростроении, полимерной промышленности, в медицинском и упаковочном оборудовании, энергетике, железнодорожной и сельскохозяйственной технике, атомной промышленности и других отраслях производства.


Сухие адаптивные смазочные материалы

Сухие адаптивные смазочные материалы представляют собой смеси растворителей, ультрадисперсных твердых смазочных веществ и функциональных добавок. Они характеризуются повышенной проникающей способностью, низким коэффициентом трения, высокими несущей способностью, адгезией и противозадирными свойствами, химостойкостью.

После нанесения материалов на обрабатываемых поверхностях образуется эффективный слой сухой смазки. Частицы твердосмазочных веществ не распределяются в матрице связующего, за счет чего могут переносится с одной поверхности на другую, заполнять глубокие впадины.

В России такие материалы производит компания "Моденжи". Они получили название Modengy A-MOLY и Modengy A-FLON .

Сухие адаптивные смазочные материалы

Они наносятся методом распыления, для удобства применения составы фасуются в аэрозольные баллоны с тонкой трубочкой для точечного нанесения.

Применение сухих адаптивных материалов особо актуально на деталях, шероховатость поверхности которых велика, для облегчения прессовой посадки, посадки с натягом с сохранением поверхности деталей без задиров, в труднодоступных местах.