Посадки с натягом: назначение, области использования и методы соединения деталей

Для обеспечения прочного соединения деталей без использования крепежных элементов применяются посадки с натягом.

Натяг определяется как разница между диаметром охватываемого элемента (вала) и охватывающего отверстия (втулки).

Посадки с натягом, как правило, применяются для передачи крутящего момента.

Способы осуществления посадки с натягом:

  • Запрессовка
  • Нагрев охватывающей детали
  • Охлаждение охватываемой детали
  • Комбинированный метод

Методы, связанные с температурным деформированием, позволяют обеспечить легкое вхождение деталей друг в друга без повреждения и больших усилий. Однако они осуществляются достаточно трудоемко и требуют большой точности операций. Из-за разогрева до высокой температуры металл может повреждаться, что также является недостатком данных способов.

Запрессовка зачастую является преимущественным методом осуществления прессовых посадок.


Запрессовка


Она подразумевает установку вала во втулку под давлением.

При запрессовке деталей сопряженные поверхности подвергаются усиленному износу. Поэтому необходимо использовать специальную смазку для сборки соединений, которая призвана снизить трение в процессе монтажа и предотвратить повреждение трущихся поверхностей.


Смазка для сборки: как подобрать?

Смазочные материалы применяются не при всех видах сборки прессовых посадок.

Метод теплового деформирования не предполагает использования дополнительных смазывающих составов. Во-первых, получаемый на моменте монтажа зазор является достаточным для обеспечения легкого вхождения одной детали в другую без возникновения повреждений. Во-вторых, по технике безопасности смазочный материал не может быть использован на деталях, которые были охлаждены в жидком газе.


В процессе запрессовки смазка, наоборот, играет очень важную роль. Она предотвращает заедание деталей при сборке и обеспечивает однородность посадки.


Смазка для запрессовки подбирается с учетом условий последующей эксплуатации сопряжений. Например, для соединений, работающих при повышенной температуре, используются материалы с графитом.

Для уменьшения сил трения при запрессовке, предотвращения образования задиров и прочих повреждений поверхности эффективно использовать дисульфид молибдена.

Этот твердый смазочный материал обладает повышенными противозадирными свойствами, несущей способностью, сроком службы.

На основе дисульфида молибдена изготовлена паста для запрессовки Modengy 4002. Она предназначена для пар трения «металл по металлу».


Твердосмазочная паста для запрессовки MODENGY 4002


В пасте порошки твердых смазок с функциональными добавками распределены в базовом масле.

Материал для облегчения прессовых посадок работоспособен при нагреве до +450 °С (до +600 °С при ограниченном доступе воздуха), предотвращает фреттинг-коррозию, обладает низкий коэффициентом трения, высокой несущей способностью и отличными противозадирными свойствами.



Благодаря отличным эксплуатационным характеристикам паста также применяется для сборки резьбовых, шлицевых соединений, смазывания зубчатых зацеплений, тихоходных высоконагруженных механизмов, работающих как в нормальных, так и в экстремальных условиях.


Как наносится смазка для запрессовки?

Перед нанесением смазки для запрессовки сопрягаемые поверхности должны быть механически обработаны для устранения неровностей, зачистки острых углов на торцах деталей и обеспечения оптимальной шероховатости, после чего очищены и обезжирены.

Смазка для сборки наносится на одну или обе поверхности с помощью кисти, ветоши либо мягкого шпателя. Перед применением состав необходимо тщательно перемещать до однородности.

Запрессовка производится при помощи специальных прессов, а также ручных инструментов. При осуществлении запрессовки необходимо исключить попадание пыли или других твердых частиц между сопрягаемыми поверхностями, так как они способны вызвать абразивный износ деталей.

Смазка должна обеспечивать прочный смазочный слой, полностью разделяющий трущиеся поверхности. О недостаточном смазывании говорит потемнение смазочного состава из-за смешивания с металлической стружкой – частицами износа.