Смазка ШРБ-4 предназначена для шаровых шарниров передней подвески и наконечников рулевых тяг автомобилей отечественных марок ЗАЗ и ВАЗ.
Расскажем о свойствах и достоинствах этого материала подробнее.
Свойства и характеристики смазки
Необходимость в создании смазки ШРБ-4 возникла в связи с появлением в СССР переднеприводных автомобилей. Первым в серийное производство их запустил Волжский автомобильный завод (АвтоВАЗ), затем Запорожский автозавод (ЗАЗ).
В приводах передних колес и независимых подвесках использовались шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы), которые нуждались в специальной смазке. Ею и стала ШРБ-4.
При разработке состава продукта роль прототипа сыграла итальянская смазка от компании FIAT – KB-521. До этого советские химические предприятия выпускали только литиевые и графитовые вещества, солидолы, литолы, технические вазелины. Новый материал производился на основе промышленного масла И-20А, а в качестве загустителя содержал барий и свободные кислоты.
Смазка ШРБ-4 имеет равномерную волокнистую текстуру и светло-коричневый цвет. В нее включены антикоррозионные добавки и дифениламин.
Основные характеристики материала:
- Консистенция по NLGI – 2
- Классификация по DIN 51502 – соответствует нормам К2К-40
- Пенетрация при +25 °C – 280
- Температура каплепадения с одновременной потерей адгезии – +200 °C
- Вязкость при -20 °C – 800
- Коллоидная стабильность – 10
- Нагрузка сваривания – > 1960
- Индекс задира – >280
Минимальная температура, при которой продукт сохраняет работоспособность — - 30 °С, максимальная — +130 °С.
Практика применения смазки показывает, что она не разрушает резиновые и полимерные поверхности.
В качестве основных преимуществ ШРБ-4 называют хорошую адгезию, водостойкость, противозадирные свойства, большой срок хранения и доступную цену. Стабильность свойств смазки позволяет закладывать ее на весь срок службы узлов.
Производители
В советские годы производством ШРБ 4 занимался исключительно Бердянский опытный нефтемаслозавод, который после распада СССР стал Публичным акционерным обществом «Азмол», расположенным за пределами РФ. Сегодня это предприятие носит название AZMOL British Petrochemicals.
Сегодня смазка ShRB-4 выпускается на Украине под маркой Agrinol.
В России ШРБ-4 производят компания «Эксперт-Ойл» и Белебеевский завод АвтоКомплект (БЗАК).
Аналоги ШРБ-4
Аналогов ШРБ 4 с точки зрения химического состава нет. Согласно оценке ряда экспертов, заменой смазки могут послужить любые другие материалы на основе бария. В качестве альтернативы предлагаются также литиевые составы, которые в большом количестве выпускаются как в России, так и за рубежом.