Смазка ШРБ-4 предназначена для шаровых шарниров передней подвески и наконечников рулевых тяг автомобилей отечественных марок ЗАЗ и ВАЗ.

Расскажем о свойствах и достоинствах этого материала подробнее.


Свойства и характеристики смазки

Необходимость в создании смазки ШРБ-4 возникла в связи с появлением в СССР переднеприводных автомобилей. Первым в серийное производство их запустил Волжский автомобильный завод (АвтоВАЗ), затем Запорожский автозавод (ЗАЗ).

В приводах передних колес и независимых подвесках использовались шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы), которые нуждались в специальной смазке. Ею и стала ШРБ-4.

При разработке состава продукта роль прототипа сыграла итальянская смазка от компании FIAT – KB-521. До этого советские химические предприятия выпускали только литиевые и графитовые вещества, солидолы, литолы, технические вазелины. Новый материал производился на основе промышленного масла И-20А, а в качестве загустителя содержал барий и свободные кислоты.

Смазка ШРБ-4 имеет равномерную волокнистую текстуру и светло-коричневый цвет. В нее включены антикоррозионные добавки и дифениламин.


Внешний вид смазки ШРБ-4


Основные характеристики материала:

  • Консистенция по NLGI – 2
  • Классификация по DIN 51502 – соответствует нормам К2К-40
  • Пенетрация при +25 °C – 280
  • Температура каплепадения с одновременной потерей адгезии – +200 °C
  • Вязкость при -20 °C – 800
  • Коллоидная стабильность – 10
  • Нагрузка сваривания – > 1960
  • Индекс задира – >280


Минимальная температура, при которой продукт сохраняет работоспособность — - 30 °С, максимальная — +130 °С.

Практика применения смазки показывает, что она не разрушает резиновые и полимерные поверхности.


В качестве основных преимуществ ШРБ-4 называют хорошую адгезию, водостойкость, противозадирные свойства, большой срок хранения и доступную цену. Стабильность свойств смазки позволяет закладывать ее на весь срок службы узлов.


Производители

В советские годы производством ШРБ 4 занимался исключительно Бердянский опытный нефтемаслозавод, который после распада СССР стал Публичным акционерным обществом «Азмол», расположенным за пределами РФ. Сегодня это предприятие носит название AZMOL British Petrochemicals.

Сегодня смазка ShRB-4 выпускается на Украине под маркой Agrinol.

В России ШРБ-4 производят компания «Эксперт-Ойл» и Белебеевский завод АвтоКомплект (БЗАК).


Смазки ШРБ-4 от разных производителей


Аналоги ШРБ-4

Аналогов ШРБ 4 с точки зрения химического состава нет. Согласно оценке ряда экспертов, заменой смазки могут послужить любые другие материалы на основе бария. В качестве альтернативы предлагаются также литиевые составы, которые в большом количестве выпускаются как в России, так и за рубежом.