Весна – горячая пора для сельхозтехники. При правильной и своевременной смазке трущихся деталей, узлов и механизмов достигается уменьшение их износа и обеспечивается продолжительная и бесперебойная работа трактора. Физико-химические свойства масел должны соответствовать действующим стандартам.


Для смазки узлов и механизмов трактора применяют следующие сорта масел.


1. Дизельное масло по ГОСТу 5304-54 с присадкой ЦИАТИМ-339, зимой – Дп-8, летом – Дп-11. Применяются для смазки дизеля, топливного насоса и его регулятора, редуктора пускового двигателя, увеличителя крутящего момента, коробки передач и главной передачи заднего моста, конечных (бортовых) передач, редуктора вала отбора мощности, втулок кронштейна управления дизелем, регулятора пускового двигателя, для заправки бака гидросистемы и добавки в топливо для пускового двигателя.

2. Дизельное масло с присадкой ЦИАТИМ-360: для смазки дизеля, работающего на высокосернистом топливе с содержанием серы свыше 0,7 %. При температуре окружающего воздуха ниже нуля, если отсутствует зимнее масло, в картер двигателя, топливный насос и регулятор топливного насоса допускается заливать летнее дизельное масло Дп-11 с добавкой 15 % дизельного топлива; редуктор пускового двигателя заправлять смесью, содержащей 20 % дизельного масла и 80 % дизельного топлива.

3. Автотракторное масло по ГОСТу 1862-57, зимой – АК-10, летом – АК-15: для смазки подшипников ходовой части, замков и петель дверей кабины трактора. Допускается применение дизельного масла по ГОСТу 5304-54.

4. Универсальная среднеплавкая смазка УС-2 (солидол жировой) по ГОСТу 1033-51: для всех сопряжений, смазываемых через маслянки, и для набивки полостей вилок кардана и переднего подшипника главной муфты сцепления перед их сборкой.

5. Консистентная смазка ЦИАТИМ-221по ГОСТу 6267-59: для смазки подшипников генератора. Допускается применение смазки № 158.


В качестве всесезонного трансмиссионного масла для тракторов и других сельскохозяйственных машин в районах с умеренным климатом успешно применяют также трансмиссионное масло ТЭп-15.

Для сельхозтехники, произведенной за рубежом, лучше подойдут импортные масла, к примеру, универсальное тракторное масло STOU - Super Tractor Oil Universal 15W-30 или Traktor Oil UTTO SAE 10W-30 от Liqui Moly.


Масла не должны быть загрязнены посторонними примесями и атмосферными осадками. При хранении и заправке масло необходимо предохранять от загрязнения.


Для каждого сорта масла следует иметь специальную чистую посуду; перед заправкой вытереть от пыли и грязи масленки и заправочные горловины.

В верхней части каждого условного обозначения дан порядковый номер точки смазки, а в нижней – периодичность смазки в часах работы трактора (по показанию счетчика моточасов).

Бак гидравлической системы трактора заправляют дизельным маслом по ГОСТу 5304-54 с присадкой, Дп-11 летом и Дп-8 зимой. Уровень масла в баке проверяют через каждые 200 часов работы трактора. Для проверки уровня необходимо открыть лючок, расположенный в полу кабины трактора над магистральным фильтром бака, и вывинтить пробку со щупом. При нормальном количестве масла в баке уровень его должен доходить до верхней метки на щупе и не опускаться ниже нижней метки. При необходимости долить масло в бак через отверстие пробки.


Тракторное масло


Смену масла в баке производят через каждые 600 часов работы трактора в определенной последовательности:

  • Вывинтить пробку сливного отверстия и слить из бака старое масло
  • Залить в бак дизельное топливо и дать ему стечь
  • Очистить магнит пробки сливного отверстия, промыть пробку в дизельном топливе и поставить ее на место
  • Разобрать магистральный фильтр, промыть его детали в дизельном топливе, собрать фильтр и поставить его на место
  • Залить в бак чистое дизельное масло до уровня верхней метки на щупе
  • Включить насос гидросистемы, запустить основной двигатель и дать ему поработать 2-3 минуты на малых оборотах, затем увеличить число оборотов коленчатого вала и продлить работу двигателя до 5 минут. Рычаги распределителя при этом должны находиться в нейтральном положении
  • Произвести 2-3 подъема и опускания штока поршня основного силового цилиндра и каждого выносного цилиндра (если они скомплектованы с трактором), проверить все соединения и, в случае обнаружения подтеканий масла через неплотности. устранить их
  • Проверить уровень масла в баке и при необходимости долить масло до верхней метки на щупе; при обнаружении пены найти место подсоса воздуха и устранить неплотность