Роботизированная коробка передач, которую называют также автоматизированной механической трансмиссией (АМТ), сочетает в себе комфортабельность «автомата» с надежностью и топливной экономичностью «механики».
Однако опыт эксплуатации АМТ показывает, что в ее работе тоже случаются сбои. Самая частая проблема – возникновение скрипа при переключении передач. Причина этого явления – постепенная выработка смазки в актуаторе сцепления.
Этот механизм представляет собой электромеханическое устройство, предназначенное для сжатия пружины выжимного диска.
При недостатке смазки в редукторе актуатора возникают не только посторонние шумы, но и толчки, увеличивается временной промежуток между переключениями скоростей.
Решить эту распространенную проблему помогает разборка механизма сцепления и смазка актуатора. Это намного дешевле, чем замена узла в сборе.
Рассмотрим, как провести эту процедуру самостоятельно на примере автомобиля Лада Веста, оснащенного АМТ.
Как определить, что скрипит именно актуатор?
Первое, что вам потребуется сделать, это включить зажигание. Двигатель при этом запускать не нужно.
Поставьте АМТ на передачу, после чего нажимайте и отпускайте сцепление. Если услышите скрип, то проблема на 99 % в плохой смазке актуатора КПП.
Инструкция по нанесению смазки
Со снятием актуатора
Для разборки и смазывания актуатора будет вполне достаточно стандартной «гаражной аптечки», в которую входят:
- Вороток с трещеткой
- Отвертка под насадки или шуруповерт
- Головки на «10» и «13»
- Рожковые ключи на «13» и «27»
- Насадки на отвертку или шуроповерт Torx 20, 30
Все манипуляции удобно выполнять на подъемнике, эстакаде или яме. Можно также воспользоваться хорошим подкатным домкратом и страховочными подставками.
Откройте капот и отсоедините клеммы аккумулятора. Демонтируйте защиту картера и корпус воздушного фильтра – актуатор находится под ним на кронштейне.
Чтобы снять механизм, выверните винт фиксации проводки его питания, отсоедините фишку и скрутите еще три болта крепления актуатора.
Достаньте прибор и разберите его: снимите кронштейн и крышку, открутив болты крепления. Разделите сам привод на две половины.
Актуатор может находиться в одном из двух рабочих состояний:
- Взведенном – фиолетовая пружина сжата, черный сектор находится в верхней части
- Разряженном – упругий элемент разжат, часть окружности – в нижней точке
Перед нанесением смазки необходимо изъять из корпуса белый рычаг. Его демонтаж производится в разряженном состоянии.
Перевод черного сектора в одно из двух положений удобно осуществлять рожковым ключом на «27». Зажмите корпус в тисках, расположите ключ (его рожковую часть) перпендикулярно сектору и поочередно вставляйте в два внутренних отверстия.
Смазка наносится на сферические шарниры и упорные части пружины – чаще всего скрипят именно эти элементы. Не лишним будет обработать выжимной рычаг, который расположен на вилке сцепления, и упорную штангу, воздействующую на нее.
Перед установкой привода на автомобиль полушестерню необходимо перевести во взведенное состояние.
Без снятия актуатора
Некоторые владельцы Lada Vesta смазывают актуаторы, не снимая их. Для этого демонтируют воздушный резонатор, а затем проделывают два отверстия в районе шестерни и компенсатора (при помощи самореза со сверлом). Чтобы стружка не попадала внутрь, сверло обрабатывают литолом).
В отверстия при помощи шприца закладывают смазку, после чего закрывают их обрезанными саморезами или резиновыми заглушками.
Выбор смазки
При выборе смазочного материала для актуатора стоит учитывать тяжелые условия работы механизма. Смазка должна выдерживать высокие циклические нагрузки, близость к источникам теплового излучения, перепады температур.
Состав должен обладать стабильной вязкостью и подходить для шаровых опор типа «металл-пластик».