Долгая безотказная работа подшипника зависит от правильного выбора смазки оборудования и способа смазывания.

Смазка для подшипников качения осуществляется двумя типами смазочных материалов:

  • Жидкими смазочными маслами
  • Пластичными смазками

Не надо задавать сразу вопрос - "А чем лучше смазывать?" - оба этих вида имеют свои достоинства.

Механик, выбирая подшипниковую смазку должен учитывать следующее:

  • Габариты подшипника и скорость вращения. Высокая окружная скорость требует меньшей вязкости жидкой смазки
  • Рабочая температура подшипника. Подшипникам, чья эксплуатация проходит при низкой температуре, подойдут смазки с пределом застывания на 15-20 °С ниже рабочей температуры и с наименьшей вязкостью. Если подшипники работают при + 70-80 °С, то масла должны иметь высокую вязкость. В случае рабочей температуры подшипников свыше + 70-80 °С помогут масла с высокой вязкостью

Доставка масла к подшипникам может осуществляться как с циркуляцией в узле, так и без нее.

В большинстве случаев используют мыльные смазки, где в качестве загустителей выступают мыла жирных кислот, а в роли масла – минеральные масла.

Используются в том числе специальные смазочные материалы, которые вырабатываются из синтетических масел или путем смешивания синтетических и минеральных масел и использованием в роли загустителя органических и неорганических материалов.

Пластичная смазка по своему составу это загущенное смазочное масло.

Какова тут роль загустителя? Он образует в смазочном материале структурный волокнистый каркас, задерживающий в своих ячейках смазочное масло.

Применять пластичные смазки предпочтительнее в труднодоступных узлах, добраться к которым сложно, а также если узел работает при высоких и ударных нагрузках и перепадам в рабочих скоростях. Пластичная смазка может быть использована как уплотнитель, изолирующий узел от внешней среды.