Смазка направляющих
Направляющие прямолинейного движения являются разновидностью опор скольжения или качения. Они обеспечивают прямолинейность возвратно-поступательного движения деталей (типа столов, суппортов и ползунов) и их применяют главным образом в станках, а также поршневых и кузнечнопрессовых машинах.
Основным критерием работоспособности направляющих скольжения является износ и заедание.
Для уменьшения износа применяют:
-
Смазочный материал
-
Защиту от загрязнения
-
Износостойкие материалы (сталь,чугун, антифрикционные материалы и пр.)
-
Малые давления на поверхностях трения
В качестве антифрикционных материалов используют бронзы и баббиты.
На рисунке показаны две плоские пластины А и Б, залитые маслом и нагруженные силой Р. Под действием силы О пластина А движется относительно пластины Б со скоростью υ. Если последняя мала, то пластина А соскабливает масло с пластины Б, в результате чего поверхности трения (А и Б) непосредственно соприкасаются друг с другом. При этом образуется полусухое (граничное) или полужидкостное трение При достаточно большой скорости v пластина А поднимается в масляном слое и принимает наклонное положение, подобно тому как поднимается глиссер, скользящий по поверхности воды.
В результате между пластинами образуется сужающийся зазор, в который непрерывно затягивается вязкое и липкое масло. Протекание масла через сужающийся зазор сопровождается образованием давления р, которое уравновешивает внешнюю нагрузку. В этом случае движение продолжается в условиях жидкостного трения. Переход к режиму гидродинамического трения происходит при некоторой скорости, называемой критической υкр.
Смазка канатов
Канаты смазываются на месте их производства для предохранения от коррозии (этот процесс называется пропиткой) и уменьшении трения между стренгами канатов в процессе их эксплуатации (этот процесс называется смазыванием).
Смазываются канаты жидкими и пластичными смазочными материалами.
Это практически полужидкие смазочные материалы CТП-JI (летом) и СТП-З (зимой) и высоковязкое смазочное масло, которым в данном случае является трансмиссионное масло для промышленного оборудования-нигрол (ТУ 38 101529-75). Кроме того, можно использовать полугудрон, осевые масла Л и 3.
В качестве канатных смазок применяют смазку БОЗ (ТУ 399-157-75), торсиол-38 (ТУ 38 УССР 201214-80), торсиол-55 (ГОСТ 20458-75). В качестве заменителей используют высоковязкое масло, солидол С.
Смазка цепей
В процессе работы цепной передачи шарнирные соединения цепи находятся в условиях большого истирания и сильного износа.
Плохо смазываемая цепь быстро выходит из строя в виду разработки отверстий в пластинках, что приводит к увеличению шага цепи и общей ее длины и к нарушению зацепления цепи со звездочками.
В то же время из большого опыта эксплуатации цепных передач известно, что цепные передачи или собственно цепи, находясь в масляных ваннах, безотказно служат в течение восьми и даже более лет. Особенно опасен износ в условиях абразивной среды.
Так, смазка деталей втулочно-роликовых цепей маслом в условиях абразивного материала (запыления) ведет к интенсивному износу вследствие непрерывного поступления вместе со смазочным материалом частиц абразивного материала в зазор между трущимися поверхностями звеньев.
При работе в запыленной среде наименьшему абразивному изнашиванию подвергаются цепи, работающие без смазочного материала.
При работе же цепей в смазочном материале частицы абразивной пыли непрерывно поступают в зазоры, попадают в смазочный материал во взвешенном состоянии и циркулируют между валиком и роликом цепи, интенсивно их изнашивая.
Цепи смазывают жидкими и пластичными смазочными материалами. Масла следует подбирать в зависимости от температуры среды, скорости и метода смазывания.
Пластичные смазочные материалы для цепных передач подбирают в зависимости от температуры среды, а также влажности окружающего воздуха. Так, в частности, при температуре до +60 °С и большой влажности применяют солидол С или УС-2 или графитный смазочный материал УСсА. При температуре выше +60 °С и отсутствии влажности используют консталин жировой или синтетический.
Цепи смазывают погружением их в пластичную смазку, предварительно разогретую до температуры не более +55 °С.