Жидкостная смазка зубчатых передач осуществляется двумя способами: погружением и циркуляционное.

Самое популярное погружное смазывание заключается в том, что поверхность трения погружают в ванну с жидким смазочным материалом.

Суть циркуляционного смазывания механический способ смазки. Однако стоит иметь ввиду центробежный эффект, который вызывает дополнительный нагрев смазочного материала, а следовательно и преждевременный выход его из строя.

В связи с этим применение смазывания погружением напрямую зависит от окружных скоростей в зубчатой передаче и размеров самих колес.

Количество масла, расходуемого в редукторе при смазывании погружением, определяют по нижеприведенной табл. 1. Периодичность смены масла и добавления его в ванну приведены в табл. 2.

Кроме того, эмпирически подсчитывают количество заливаемого в редуктор масла, исходя из того, что на одну единицу (л.с.) передаваемой мощности в корпус редуктора заливают по 0,25-0,5 л масла.

Циркуляционное смазывание зубчатых и червячных редукторов используют при окружных скоростях свыше 10-12 м/с в многоступенчатых редукторах при скоростях менее 10 м/с, т.е. когда зубчатое колесо последней пары намного больше по диаметру остальных передач и для обеспечения смазывания погружением требуется поддерживать высокий уровень масла, что по условиям, изложенным выше, недопустимо.

При работе тяжелонагруженных зубчатых передач выделяется большое количество теплоты.

В связи с этим при применении смазывания погружением или циркуляционного смазывания для зубчатых и червячных колес количество масла, подводимое к зацеплению в единицу времени, следует рассчитать. Так, количество масла, подаваемое в зацепление, определяют по формуле:

Qм.зац=Q тр. зап./cρΔt мηм,

где Qм.зац – количество масла, которое надо подвести к зацеплению.

Таблица 1. Количество масла, расходуемого в редукторе при смазывании погружением

Емкость масляной ванны. Расход масла г, за 8 ч работы на 1кг масла, заливаемого в ванну
Гу Гн
Хорошее уплотнение Удовлетворительное уплотнение
<5 0,5 2/3,5* 4,7/6,0
5—10 0,5 1,8/3,0 4,3/5,5
10—15 0,4 1,6/2,7 3,8/5,0
15—20 0,4 1,4/2,5 3,5/4,5
20—30 0,4 1,3/2,2 3,1/4,0
30—50 0,3 1,1/1,9 2,7/3,5
50—75 0,3 1,0/1,7 2,4/3,0
75—100 0,2 0,8/1,4 2,0/2,5
100—500 0,2 0,7/1,1 1,6/2,0
500—1000 0,1 0,5/0,8 1,2/1,5
> 1000 0,1 0,4/0,6 0,8/1,0

Примечание. Гу -герметично-уплотненные редукторы и коробки передач (скоростей); Гн- недостаточно герметичные редукторы и коробки передач (скоростей).

* В числителе - для нормальных условий работы; и знаменателе - для тяжелых условии.

Таблица 2. Периодичность смены и добавления смазочного масла в ванны закрытых передач

Емкость ванны с маслом, кг Периодичность смены масла, дни Периодичность между добавлениями смазочного масла, дни в условиях работы Сбор отработанного масла, % (к залитому свежему)
нормальные тяжелые нормальные тяжелые
хорошее уплотнение удовлетворительное уплотнение
<5 90/60 * 15 10 7 5 80—85
5—10 90/60 18 10 8 6 85—88
10—15 90/60 20 12 9 7 88—90
15—20 120/90 25 15 10 8 90—92
20—30 120/90 25 15 11 9 92—93
30—50 120/90 30 20 12 10 93—94
50—75 180/120 30 20 14 11 94—95
75-100 180/120 40 25 17 14 95—96
100-500 180/120 45 30 20 16 95—96
500-1000 180/120 60 40 30 20 95—96
> 1000 240/180 80 60 40 30 95—96

* В числителе – для нормальных условий; в знаменателе – для пыльных условий.

Чтобы отвести теплоту, выделенную при трении; Qтр. зац. – количество теплоты, выделяемой при трении в зацеплении, Вт; с – удельная теплоемкость масла, равная 1,675-2,093 кДж/(кг*град); ρ – плотность масла, равная 0,90-0,95; Δt м – допускаемое повышение температуры масла, равное 5-8 °С; ηм – коэффициент использования масла, составляющий 0,5-0,8 (меньшие значения берут при подводе масла снизу вверх).

Для ориентировочного определения количества циркуляционного масла на практике пользуются следующими эмпирическими данными: на потерянную мощность (0,736 кВт) требуется от 4 до 5 л/мин масла. В США для этой цели пользуются следующими данными: количество масла Qм.зац= 4,456 (0,006*Nподв+3) л/мин; на 100 мм длины зуба требуется ~ 6 л/мин масла.