Шарниры являются надежными и экономичными деталями коробки передач. Правильно подобранные шарниры положительным образом влияют на саму деталь, передачу крутящего момента, угол отклонения, выравнивание и компенсацию длины.
При использовании специальных смазочных материалов шарнирные валы имеют очень долгий срок службы.
Смазки для шарнира подбираются в зависимости от его типа.
Шаровый шарнир
В отличие от шарниров других типов, осуществляет передачу сил по всем осям. Используется, в основном, в конструкции рулевой тяги автомобиля.
Шаровые шарниры необходимо обрабатывать пластичной смазкой высокого качества, не требующей дальнейшего повторного нанесения. Этому способствует и конструкция шарниров данного типа: уплотнение, плотно облегающее основание шаровой головки шарнира, не позволяет воде и грязи попадать внутрь.
Для шаровых шарниров рекомендуется использовать универсальную смазку EFELE SG‑321. Она обладает высокой несущей способностью и слабой тенденцией к окислению, поэтому пригодна для долговременной смазки. Отличная устойчивость к истиранию позволяет смазке обеспечить надежную защиту шаровых шарниров от коррозии. EFELE SG-321 бесперебойно работает при температуре от -55 °C до +150 °C в условиях умеренных и высоких нагрузок.
Универсальный шарнир
Обеспечивает возможность углового отклонения приводных валов грузовиков, судов и различных станков. Эксплуатируется на конвейерных линиях при тяжелых условиях работы. Для сохранения параллельности карданной передачи универсальные шарниры располагаются по парам. При низких скоростях вращения и небольших крутящих моментах используется один шарнир этого типа.
В целях облегчения сборки и плотного прилегания к игольчатым подшипникам универсальные шарниры заполняются клейкой пластичной смазкой. Оптимальным вариантом является универсальная смазка, такая как EFELE MG-213.
Она обладает высокой несущей способностью и антиокислительными свойствами, что обеспечивает ей долговременную эксплуатацию. Данная смазка работает в температурном диапазоне от -30 °C до +160 °C, отлично защищая универсальные шарниры от коррозии и фрикционного истирания.
Треножный шарнир
Существенно отличается от универсальных тем, что передает крутящий момент более равномерно и одновременно по трем штифтам. В данном шарнире комбинируется компенсация длины и отклонение.
Треножные шарниры обрабатываются пластичной смазкой на основе минерального масла, например, универсальной смазкой EFELE MG-211. Ввиду низкой испаряемости масла и хорошей устойчивости к смыванию водой, она пригодна в качестве долговременной.
Кроме того, EFELE MG-211 обладает хорошей несущей способностью, работает в широком температурном диапазоне (от -30 °C до +120 °C), отлично защищает от коррозии, износа и заеданий.
Шарнир для передачи постоянной частоты вращения (гомокинетический шарнир)
В шарнирах данного типа крутящий момент передается посредством направляемых каркасом шариков. Это способствует равномерной передаче крутящего момента между несоосными валами. Кроме того, гарантируется постоянная частота вращения силовой передачи под углом до +50°.
Гомокинетические шарниры подвержены большим нагрузкам, поэтому смазка для них обязательно должна обладать отличными противозадирными свойствами. Под эти требования идеально подходит пластичная смазка EFELE MG-212, обеспечивающая оптимально долгий срок службы шарниров.
Плунжерный и скользящий шарнир
Плунжерные шарниры используются на плунжерных линиях карданной передачи различной длины, скользящие шарниры – на шлицевых валах. Плунжерные шарниры могут быть результатом конструирования треножных шарниров и шарниров для передачи постоянной частоты вращения.
В качестве смазочного материала для данных типов шарниров успешно используются смазки на полимочевинном загустителе без твердых наполнителей, например, EFELE MG‑251, обладающая высокими противоизносными свойствами и стойкостью к окислению.
Резинометаллический шарнир
Является одним из самым распространенных и используется в различных узлах автомобиля: в коробке передач, шасси, двигателе и т.д. Поглощает колебания и амортизирует вибрацию.
Для облегчения запрессовки шарниров в металлическом корпусе используется паста EFELE MP-491. Если корпус резиновый, то применяются смазки EFELE SG-311 или EFELE SG‑393.