Пластичные смазки использовались еще в XIV веке до н.э. египтянами для осей деревянных колесниц. Изготавливали их из оливкового масла, смешивая его с известью.

применение пластичной смазкиСовременные смазки представляют собой многокомпонентные структуры, отвечающие многим, зачастую противоречивым требованиям, которые выдвигает специфика работы различных узлов.

Применение пластичных смазок связано с тем, что в автомобилях имеется довольно много деталей и сочленений, которые не удается смазать жидким маслом: либо к ним невозможно или сложно подвести масляную магистраль, либо жидкость не держится в узлах (ступицы колес, карданные шарниры, рессоры, водяные насосы). Для смазывания подобных узлов применяют густые мазеобразные вещества (пластичные смазки).

Пластичные смазки по консистенции занимают промежуточное положение между жидкими маслами и твердыми смазочными материалами.

Смазка при невысокой температуре и отсутствии нагрузки сохраняет форму, приданную ей ранее, а при нагреве и под нагрузкой начинает слабо течь, но при этом из зоны трения не выпадает и через уплотнения не просачивается.

По компонентам, входящим в состав смазок, их можно разделить на несколько групп (рис. 2)

Компоненты смазок

Рис. 2. Компоненты смазок

Именно загуститель (как правило, мыло, но не "Хозяйственное" или "Банное", а специальное, образует "каркас." Он в обычных условиях позволяет смазке вести себя как твердому телу, а при приложении нагрузки – течь совсем как жидкости. Собственно говоря, разновидность и количество загустителя определяют эксплуатационные свойства пластичной смазки, поэтому по загустителю устанавливают тип смазки.

Для того, чтобы охарактеризовать эксплуатационные свойства смазок используют несколько показателей:

  • Консистенция смазки, т.е. степень ее густоты. Согласно классификации NLGI (National Lubricating Grease Institute – Национальный институт смазок США), смазки делятся на несколько групп, обозначаемых цифрами от 000 до 6. На практике степень густоты смазки зависит от количества загустителя – больше количество – гуще смазка и наоборот.
  • Температура каплепадения. Температура, при которой смазка начинает течь. Обычно максимальная температура, при которой можно использовать смазку на 40-60 градусов ниже температуры каплепадения.
  • Рабочий диапазон температур – интервал температур, в котором смазка не сильно загустевает и не сильно разжижается. Как правило, рабочий диапазон температур смазки сильно зависит от типа применяемого загустителя и базового масла.
  • Механическая стабильность. Способность смазки сохранять свою консистенцию в процессе работы в узле. Если смазка имеет плохую стабильность, это означает, что с течением короткого времени она сильно размягчится и вытечет из подшипника.
  • Водостойкость. Способность смазки сопротивляться ее вымыванию под действием воды.
  • Антикоррозионные свойства. Способность смазки защищать от коррозии металла, особенно в присутствии влаги и солей.
  • Маслоотделение (сепарация). Количество масла, которые выделяется из смазки, например, при хранении. Определенное количество масла обязательно должно выделяться из смазки, именно это небольшое количество масла и обеспечивает адекватное смазывание деталей. Маслоотделение обычно измеряется в % от веса смазки и может изменяться в широких пределах – от нескольких процентов до нескольких десятков. В любом случае оно должно быть оптимальным.
  • Окислительная стабильность. Способность смазки выдерживать высокие температуры и действие кислорода воздуха.
  • Прокачиваемость – возможность прокачать смазку на большие расстояния. Особенно важна хорошая прокачиваемость для централизованных систем смазки, часто используемых в коммерческом транспорте и строительной технике.
  • Совместимость смазки с другими смазками. Чаще всего определяется типом базового масла и загустителя, входящего в состав смазки.
В каких узлах автотранспортной техники наиболее часто находят свое применение смазки?
  • Ступичные подшипники. Учитывая, что рабочие температуры таких подшипников могут достигать +120…+140 °С, необходимо применение высокотемпературных смазок, чтобы избежать вытекания смазки и попадания ее на тормозные диски.
  • Шарниры и сочленения трансмиссии. Никаких особых требованиям к смазкам, кроме повышенной водостойкости, в данных узлах не предъявляется.
  • Сцепное устройство («пятое колесо»). Никаких особых требований, за исключением того, что смазка в случае частых сцеплений/расцеплений должна оставаться на узле, т.е. обладать хорошей прилипаемостью (адгезией).
  • Шасси. Необходима хорошая водостойкость смазки.

Учитывая все вышеперечисленные требования, производители смазок создают, как правило, целую линейку продуктов, направленных на достижение наиболее оптимального эффекта.

Семейство пластичных смазок Shell для автомобильного транспорта имеет торговую марку Retinax.

консистентная смазка Shell RetinaxRetinax LX2 – литий-комплексная смазка с рабочим диапазоном температур от -30°С до +150 °С, обладающая хорошей водостойкостью, противоизносными и противозадирными свойствами. Основная область применения – ступичные подшипники легковых и грузовых автомобилей, работающие при высоких нагрузках и температурах.

Retinax HD2 – литий-кальциевая смазка с очень высокой водостойкостью с рабочим диапазоном температур от -30 °С до +120 °С с высокими противозадирными и противоизносными свойствами. Основная область применения – все подшипники качения, узлы подвергающиеся высоким нагрузкам и где в том числе необходима высокая водостойкость смазки.

Retinax EP2 – универсальная литиевая смазка с хорошими противоизносными и противозадирными свойствами и водостойкостью. Рабочий диапазон температур от -30 °С до +120 °С. Cмазка предназначена для самого широкого спектра применения.

Retinax HDX2 – то же, что и смазка Retinax HD2, но дополнительно содержит дисульфид молибдена в качестве противозадирной присадки, особенно если есть ударные нагрузки. Основная область применения – узлы трения скольжения (шлицы, сцепное устройство, ШРУСы и т.д.)

Retinax CSZ – жидкая литий-кальциевая смазка с очень высокой водостойкостью для централизованных систем смазывания шасси тяжелых грузовых автомобилей и дорожных машин, особенно работающих при низких температурах (до -45 °С).