Смазывающие свойства графита известны давно: еще в 18 веке его использовали для обеспечения плавной и бесшумной работы механизмов подъемных устройств. Широкое применение графита в наше время связано с развитием различных отраслей промышленности, включая ядерную энергетику. Прогресс в области машиностроения обусловил появление большого ассортимента смазочных материалов, в том числе высоковязких и пластичных смазок с добавлением графита.

Графитная смазка
Графитную смазку изготавливают путем загущения нефтяного масла кальциевым мылом и графитом.

Получившимся в результате составом, по внешнему виду напоминающим однородную мазь от темно-коричневого до черного цвета, обрабатывают стальные и медные поверхности, склонные к окислению.

Хорошая связь графитных пленок с окислами металлов (но не с благородными металлами) обусловлена структурными особенностями графита: его молекулы слабо связаны друг с другом, между слоями всегда присутствуют молекулы воды и кислорода. По этой же причине графит утрачивает свойства хорошего смазочного материала в вакууме.


Обычные графитные смазки предназначены для узлов трения нагруженных механизмов (резьбовых соединений, открытых зубчатых передач, ходовых винтов, домкратов, подвесок машин и т.п.). Эти смазки работоспособны в температурном диапазоне от -20 до +70 °С.

Очень актуально использование графитной смазки в автомобильной технике: для уменьшения трения между листами рессор и смазывания тросового привода стояночного тормоза.

Обработав основание штыря наружной выдвижной антенны автомобиля небольшим количеством графитной смазки, можно избавиться от шороха и треска при работе радиоприемника, нередко появляющихся вследствие ослабевания контактов.

Графитная смазка используется также для дверных петель – она отлично устраняет скрип и защищает металл.

Сегодня выпускаются высокотехнологичные смазки с содержанием графита, которые по своим характеристикам во многом превосходят обычные графитные смазки. Самые известные из них – Modengy 1050Modengy 1066EFELE MO-749.

Они используются в тяжелонагруженных механизмах, работоспособны в температурном диапазоне от -30 до +150 °С и являются долговременными смазками.

MODENGY 1050-1066 В эксплуатации смазки  Modengy 1050 и  Modengy 1066 отличаются:
  • Высокой несущей способностью
  • Устойчивостью к смыванию водой
  • Защитой от фрикционного трения
  • Антикоррозийными защитными функциями
  • Свойствами аварийной смазки (в случае смешанного трения обеспечивается защита от износа за счет твердых смазок и противозадирной присадки)


Известно, что графит хорошо работает в условиях влаги, но в сухой среде проявляет себя гораздо хуже. В среде инертных газов графит показывает неудовлетворительные смазочные свойства. Другой материал, который часто применяется в качестве добавки в пластичные смазки – порошокооразный дисульфид молибдена. Он ведет себя противоположным образом.

Проведенные исследования показали, что смесь графитного и дисульфидмолибденового порошка обладает смазочными свойствами, которые превосходят свойства каждого из этих материалов по отдельности.

Учитывая ярко выраженный синергетический эффект, были разработаны смазочные материалы на основе графита и дисульфида молибдена. Самой последней разработкой стали антифрикционные покрытия – материалы, подобные краскам, в которых вместо красящего пигмента находится смесь высокодисперсных частиц твердых смазочных веществ, равномерно распределенных в среде связующего. Из-за отсутствия жидкой фазы в составе полимеризовавшихся покрытий их часто называют сухой смазкой.

Покрытие Modengy 1001 - 210 мл

Российской компанией «Моделирование и инжиниринг» разработано антифрикционное покрытие Modengy 1001. Этот состав содержит высококачественные компоненты (дисульфид молибдена, графит, неорганическое связующее, растворитель, пропеллент). 

Modengy 1001 отверждается при комнатной температуре и отлично работает при высоких нагрузках в широком диапазоне температур (-180…+440 °C). Покрытие не выдавливается из зон трения, не вызывает налипания пыли и других абразивных частиц и защищает узлы от фрикционного износа в течение долгого времени.

Сухая смазка Modengy 1001 применяется для цепных передач, направляющих скольжения, в резьбовых, шлицевых и шпоночных соединениях, регулировочных клиньях, ходовых винтах, подшипниках скольжения.

Область применения:

  • Узлы трения скольжения в автомобилях: направляющие, петли и шарниры, замки, резьбовые и шлицевые соединения, дроссельная заслонка
  • Зубчатые зацепления, направляющие скольжения, цепи полиграфического и прессового оборудования
  • Направляющие скольжения оборудования по переработке полимеров
  • Ходовые винты и подшипники скольжения трубопроводной арматуры
  • Цепные передачи конвейеров и подъёмно-транспортных машин
  • При холодной экструзии стали для защиты от образования задиров

Узнать подробности


По сравнению с традиционными смазочными материалами сухая смазка Modengy 1001 обладает рядом преимуществ. Она может работать при воздействии более высоких нагрузок, в условиях вакуума и радиации, допускает последующее окрашивание, не способствует налипанию пыли и т.д.

Аэрозольная упаковка позволяет легко наносить покрытие на любые поверхности.

Modengy 1001 имеет аналогичные рабочие параметры, такие же области применения и выпускается в аэрозольных баллонах объемом 210 мл, в банках по 1 кг или в ведрах по 4,5 кг. 

Еще один материал с добавлением графита в линейке материалов EFELE – масло для цепей с графитом EFELE MO-749.

Оно идеально подходит для цепных передач, работающих в тяжелых условиях при низких скоростях.

Преимущества EFELE MO-749:

  • Антифрикционные наполнители снижают износ узлов в пыльной среде
  • Высокая несущая способность
  • Высокая адгезия – хорошо удерживается на смазанных поверхностях
  • Хорошие противоизносные свойства
  • Предотвращает скачкообразное движение
  • Широкий температурный диапазон 
  • Высокие антикоррозионные свойства
  • Обладает свойствами антиаварийной смазки
  • Не содержит растворителей
  • Удобная упаковка-спрей 405 мл