Смазочные материалы классифицируют по разным основаниям: консистенции, составу, области применения и т.д.

По своему назначению выделяют многоцелевые и узкоспециальные гсм, смазки.

узкоспециализированные смазки Многоцелевые смазочные материалы могут использоваться в различных узлах трения (подшипники качения и скольжения, шарниры и т.д.). Они обладают высокой водостойкостью, имеют отличные защитные качества, могут работать в широком скоростном и температурном диапазонах.

Не рекомендуется заменять узкоспециализированные смазочные материалы (автомобильные, морские, авиационные, индустриальные, буровые, электроконтактные и др.) многоцелевыми.

Смазочные материалы для электрических машин представляют собой подгруппу узкоспециализированных антифрикционных смазок.

Они изготавливаются из компонентов повышенной степени очистки для обеспечения полной безопасности контакта с электромеханизмами. В состав, как правило, входят присадки, благодаря которым достигается химическая и термическая стабильность, водостойкость и сопротивляемость образованию эмульсий.

Данный вид смазок позволяет достигнуть высокой степени защиты от коррозии и износа, обладает высокой степенью вязкости, что, в свою очередь, обеспечивает почти полную независимость толщины пленки от температурных условий. В то же время, именно из-за вязкости происходит потеря мощности при нагреве.

Таблица 1. Смазочные материалы для электрических машин

Смазка Область применения Основные эксплуатационные характеристики Состав
ВНИИНП-242 Подшипники качения судовых электрических машин горизонтального использования. Термо- и влагостойкость, хорошие противоизносные свойства, низкая испаряемость. Смесь нефтяных масел, загущенная стеаратом лития; содержит антиокислительную присадку и дисульфид молибдена.
ЛДС-1 Закрытые подшипники качения электродвигателей серии 4А. Устойчивость к механическим воздействиям и окислению, хорошие противоизносные свойства, водостойкость. Диапазон рабочих температур -50...+120 °С. Смесь нефтяного масла и сложного эфира, загущенная гидроксистеаратом лития; содержит антиокислительную, вязкостную и противоизносную присадки.
ЛДС-3 Закрытые подшипники качения узлов трения электродвигателей серии А1 малошумного исполнения. Диапазон рабочих температур -50…+120 °С. Снижение шума при работе электромашин. Смесь нефтяного масла и сложного эфира, загущенная гидроксистеаратом лития; содержит антиокислительную, противозадирную присадки и антифрикционные добавки.
ЭШ-176 Подшипники электрических машин горизонтального и вертикального исполнения, подшипники машин в целлюлозно-бумажной промышленности. Диапазон рабочих температур -25…+100 °С.
 
Смесь нефтяных масел, загущенная литиево-цинково-свинцовым мылом СЖК и мылом кислот касторового масла, асидола и канифоли; содержит графит и оксид алюминия
СВЭМ Подшипники качения мощных судовых электрических машин. Устойчивость к механическим воздействиям и окислению; термо- и морозостойкость, низкая испаряемость. Вызывает набухание резин и оказывает вредное воздействие на окраску металлических деталей  

Автомобильные смазочные материалы успешно применяются для уменьшения трения и износа узлов машин и механизмов, защиты их от коррозии, очистки трущихся поверхностей от загрязнений и отвода от них теплоты.

Таблица 2. Автомобильные гсм и смазки

Смазка Область применения <Основные эксплуатационные характеристики Состав
ШРУС-4 Шарниры равных угловых скоростей полноприводных автомобилей и другие узлы трения. Водостойкость, стабильность к механическим воздействиям и окислению, противоизносные и противозадирные свойства, низкая испаряемость. Диапазон рабочих температур -40...+120° С. Нефтяное масло, загущенное гидроксистеаратом лития; содержит антиокислительную и противозадирную присадки, а также антифрикционные добавки.
Фиол-2У Игольчатые подшипники крестовин карданного вала автомобилей и другая наземная техника. Высокие антиокислительная, механическая и коллоидная стабильности, хорошие противоизносные и противозадирные свойства, водостойкость. Диапазон рабочих температур -40...+120° С. Смесь нефтяных масел, загущенная гидроксистеаратом лития; содержит антиокислительную присадку и антифрикционную добавку.
№ 158 Подшипники качения автотракторного оборудования, игольчатые подшипники карданных шарниров непостоянной угловой скорости. Хорошие антиокислительная и механическая стабильности. Диапазон рабочих температур -30...+110° С. Нефтяное масло, загущенное литиево-калиевым мылом кислот касторового масла и канифоли, содержит антиокислительную присадку и индантрен.
ЛЗ-31,
ЛЗ-62
Подшипники качения закрытого типа. Хорошие антиокислительная стабильность и антикоррозионные свойства, низкая испаряемость, высокие противоизносные свойства, при контакте с водой дисперсионная среда гидролизуется. Диапазон рабочих температур -40...+120° С. Сложный эфир, загущенный стеаратом лития; содержит антиокислительную и антикоррозионную присадки.

Эксплуатация современной железнодорожной техники требует применения смазок и масел высокого качества.

Таблица 3. Железнодорожные гсм и смазки

Смазка Область применения Основные эксплуатационные характеристики Состав
ЖРО Подшипники качения букс железнодорожных локомотивов, подшипники тяговых электродвигателей. Хорошие противоизносные и противозадирные характеристики, склонность к термоупрочнению; слабая водостойкость, недостаточные консервационные свойства. Диапазон рабочих температур -40...+100° С. Маловязкое нефтяное масло, загущенное натриево-кальциевым мылом кислот касторового масла; содержит антиокислительную и противоизносную присадки.
Кулисная ЖК Гнезда трения кулисного механизма, соединения рессорного подвешивания. Низкая водостойкость, хорошие адгезионные свойства. Диапазон рабочих температур -30...+80° С. Нефтяное масло, загущенное натриевым мылом кислот жирового гудрона.
ЖТ-72 Тормоза локомотивов. Морозостойкость, не вызывает набухания резиновых уплотнений автотормозных приборов. Диапазон рабочих температур -60...+120° С. Кремнийорганическая жидкость, загущенная комплексным кальциевым мылом стеариновой и уксусной кислот; содержит антиокислительную присадку и добавку, снижающую вязкость при отрицательных температурах.
ЖР Уменьшение бокового износа рельс на кривых участках пути и гребней бандажей колесных пар. Водорастворима, низкая коллоидная стабильность. Диапазон рабочих температур -30...+80° С. Нефтяное масло, загущенное натриевым мылом кислот саломаса и жирового гудрона; содержит до 6 % воды и до 1,2 % щелочи (NaOH)

Морские гсм, смазки представляют собой вещества, используемые на судне для получения тепловой энергии и смазки деталей механизмов.

Горючие материалы (вещества, способные в результате химической или ядерной реакции выделять тепло) являются составной частью всех видов топлива. Характеристики горючих материалов и их содержание в топливе определяют его теплотворную способность.

Таблица 4. Морские гсм и смазки

Смазка Область применения Основные эксплуатационные характеристики Состав
АМС-1
АМС-3
Предотвращение коррозии механизмов кораблей, подводных лодок, гидросамолетов. Предотвращение коррозии механизмов кораблей, подводных лодок, гидросамолетов. Высоковязкое нефтяное масло, загущенное алюминиевым мылом стеариновой кислоты.
МС-70 Подшипники качения и скольжения, непосредственно соприкасающиеся с морской водой. Водостойкость, морозостойкость, высокие консервационные свойства. Диапазон рабочих температур -45...+65°С, в мощных механизмах – от -50° С. Маловязкое нефтяное масло, загущенное стеаратами бария и алюминия, а также церезином; содержит вязкостную присадку.
МУС-3А Высоконагруженные узлы трения, работающие в контакте с морской водой. Хорошие консервационные и противозадирные свойства, морозостойкость. Работоспособность при температурах -50...+65° С. Маловязкое нефтяное масло, загущенное стеаратами бария и алюминия, а также церезином; содержит вязкостную и антиокислительную присадки и антифрикционную добавку.
МЗ Узлы трения, работающие в контакте с морской водой. Хорошая коллоидная и удовлетворительная механическая стабильности, морозостойкость. Работоспособность при температурах -50...+80° С. Нефтяное масло, загущенное алюминиевым мылом и церезином.

Авиационные смазки относятся к особой группе узкоспециализированных смазок, применяемых в узлах авиационной техники. К ним предъявляются очень высокие требования, так как узлы в авиатехнике испытывают экстремальные нагрузки.

Также существует и ряд других особенностей, связанных с областью применения данных смазочных материалов. Авиасмазки должны быть механически стабильны, иметь ярко выраженные антиокислительные и антикоррозийные качества и обладать противоизносными свойствами. Кроме этого, авиационные смазки должны выдерживать крайне низкие температурные значения, идеально сохраняя смазывающие свойства в большом интервале температур, а также при их резких перепадах.
 

Таблица 5. Авиационные гсм и смазки

Смазка Область применения Основные эксплуатационные характеристики Состав
Эра Подшипники качения и скольжения, зубчатые передачи систем управления самолетов. Высокие механическая, антиокислительная стабильности, хорошие антикоррозионные, противоизносные и противозадирные свойства, не вызывает набухания резиновых изделий. Работоспособность при температурах -50...+120 °С.  
АТЛАНТА Узлы трения скольжения, работающие при высоких знакопеременных нагрузках, игольчатые и винтовые механизмы. Морозостойкость, высокие противозадирные характеристики, механическая и коллоидная стабильности, водостойкость. Работоспособность при остаточном давлении 655,5 Па и температуре -60...+150 °С. Содержит комплекс металлоплакирующих добавок.
Сапфир Конические роликовые подшипники ступиц колес шасси летательных аппаратов. Термостойкость, механическая и антиокислительная стабильности. Работоспособность при температурах -40...+150° С. Кратковременно – до +200° С.  
СЭДА Скоростные слабонагруженные подшипники. Хорошие смазывающие свойства, низкая испаряемость, удовлетворительная водостойкость, вызывает набухание резины на основе нитрильных и силоксановых каучуков. Диапазон рабочих температур -60..+120 °С. Смесь сложных эфиров, загущенная комплексным кальциевым мылом; содержит антиокислительную и противоизносную добавки.
Свинцоль-01 Тяжелонагруженные узлы трения некоторых самолетов и вертолетов. Повышенные противоизносные и противозадирные свойства, водостойкость. Токсичность. Работоспособность при температурах -60...+90 °С. Добавление к смазке ЦИАТИМ-201 порошкообразного свинца.
НК-50 Подшипники ступиц шасси самолетов. Низкие водо- и морозо- стойкость; диапазон рабочих температур -15...+120 °С. Масло МС-20, загущенное натриевым мылом стеариновой и олеиновой кислот; содержит коллоидный графит.
№9 Специфические узлы трения. Морозостойкость, удовлетворительные консервационные свойства и водостойкость, низкие антиокислительная и коллоидная стабильности. Работоспособность при температурах -60...+80 °С. Маловязкое нефтяное масло, загущенное бариевосвинцовым мылом стеариновой кислоты.

Развитие технического прогресса в машиностроении потребовало создания качественно новых индустриальных масел.

Нефтеперерабатывающая промышленность производит большой ассортимент современных легированных индустриальных масел с улучшенными эксплуатационными свойствами: антиокислительными, смазывающими, защитными, деэмульгирующими и др. Применение индустриальных масел (с присадками) обеспечивает повышение надежности работы оборудования и его производительности, увеличение срока службы масел.

В качестве индустриальных используют многие масла, отнесенные по основному назначению к моторным, гидравлическим, трансмиссионным, турбинным и другим группам. В ряде случаев возникает необходимость использования продуктов, получаемых на основе кремнийорганических, фосфор-, серу-, фторсодержащих соединений и др.

Таблица 6. Индустриальные гсм и смазки

Смазка Область применения Основные эксплуатационные характеристики Состав
Униол-2М/2 Узлы трения металлургического и горно-обогатительного оборудования с системами централизованной подачи смазки. Термостойкость, хорошие противозадирные характеристики и прокачиваемость, влагоупрочняется при хранении. Работоспособность при температурах -30...+160 °С. Высокоиндексное нефтяное остаточное масло, загущенное комплексным кальциевым мылом; содержит антиокислительную, противоизносную и антикоррозионную присадки.
ИП-1 Подшипники металлургического оборудования с централизованной подачей смазки. Водостойкость, противозадирные свойства, низкие морозостойкость и механическая стабильность, удовлетворительная коллоидная стабильность. Цилиндровое нефтяное масло, загущенное кальциевым мылом кислот хлопкового масла и саломаса; содержит противозадирную присадку.
ЛКС-2 Подшипниковые узлы главных шпинделей металлорежущих станков, оснащенных шариковыми и роликовыми подшипниками. Высокие механическая, коллоидная, антиокислительная и термическая стабильности, повышенные противоизносные свойства. Диапазон рабочих температур -40...+150 °С. Смесь синтетических масел, загущенная комплексным литиевым мылом; содержит антиокислительную и антикоррозионную присадки.
ЛКС-металлургическая Подшипники качения металлургического оборудования. Высокие термическая, механическая и антиокислительная стабильности, водостойкость, хорошие противоизносные и противозадирные характеристики. Работоспособность при температурах -30...+150 °С; кратковременно до +170°С. Нефтяное остаточное масло, загущенное комплексным литиевым мылом; содержит антиокислительную и антикоррозионную присадки и антифрикционную добавку.
Прессол М Узлы трения кузнечно-прессового и другого средне- и тяжелонагруженного промышленного оборудования с централизованной системой подачи смазки. Работоспособность при температурах -20...+120 °С. Смесь нефтяных масел, загущенная литиевыми мылами жирных кислот с добавлением композиции присадок.
Сиол Скоростные подшипники электроверетен и нажимных валиков прядильных машин. Термо- и водо-стойкость, удовлетворительные консервационные свойства. Работоспособность при температурах -20...+120 °С. Смесь нефтяных масел, загущенная модифицированным аэросилом; содержит дисульфид молибдена.
ВНИИНП-273 Подшипники качения и скольжения, шарико-винтовые передачи, реечные и винтовые приводы, резьбовые соединения, работающие в условиях воздействия радиации. Хорошие противозадирные свойства, коллоидная и химическая стабильности, мягкая консистенция. Работоспособность при температурах -20...+120 °С. Синтетическое углеводородное масло, загущенное неорганическими загустителями; содержит антиокислительную, антикоррозионную присадки и антифрикционную добавку.
Ротационная ИР Узлы трения ротационных машин. Высокие консервационные свойства, водостойкость. Работоспособность при температурах -15...+65 °С. Нефтяное остаточное масло, загущенное стеаратом алюминия.
Термолита Подшипники букс чугуновозов, шлаковозов, сталевозов, агломашин и других узлов металлургического оборудования, работающих в условиях экстремальных температур. По реологическим свойствам занимает промежуточное положение между смазками и пастами; повышенные противозадирные свойства, термостойкость. Высоковязкое нефтяное масло, загущенное тонкодисперсным графитом, содержит присадки.
<Омметтерма-2 <Подшипники качения металлургического и другого промышленного оборудования. <Антиокислительные, антикоррозионные и смазывающие свойства. Устойчивость к воздействию воды и водяного пара. Сохраняет работоспособность при температурах -20...+180 °С, кратковременно – до +200 °С. Применяется как закладная. <Высоковязкое нефтяное масло, загущенное комплексным литиевым мылом; содержит многофункциональные присадки.

Буровое оборудование – машиностроительный комплекс, который используется при бурении скважин; включает в себя сооружения, машины и прочее вспомогательное оборудование, монтируемое на точке бурения и обеспечивающее самостоятельное выполнение технологических операций.

Гсм и смазки для бурового оборудования должны соответствовать целому ряду требований.

Таблица 7. Буровые гсм и смазки

Смазка Область применения Основные эксплуатационные характеристики Состав
Долотол Н Шарошечные долота с негерметизированными опорами качения и скольжения. Высокие механическая, коллоидная и антиокислительная стабильности, водостойкость, противозадирные и консервационные характеристики. Диапазон рабочих температур -20...+130 °С. Нефтяное остаточное масло, загущенное гидроксистеаратом лития; содержит антиокислительную присадку и антифрикционные добавки.
Долотол АУ Шарошечные долота с герметизированной опорой скольжения. Антиокислительная стабильность, противозадирные свойства, водо- и термостойкость. Работоспособность при температурах -30...+220 °С. Нефтяное остаточное масло, загущенное комплексным кальциевым мылом СЖК; содержит антифрикционные добавки.
Долотол НУ Шарошечные долота с герметизированными опорами качения и скольжения. Высокие механическая и коллоидная стабильности, водостойкость, противозадирные и консервационные свойства. Работоспособность при температурах -30...+110 °С. Нефтяное остаточное масло, загущенное безводным кальций-гидроксистеаратом; содержит антифрикционные добавки и антиокислительную присадку.
Геол-1 Бурильные трубы и керноприемные устройства для высокооборотного геологоразведочного бурения. Водостойкость, консервационные и противозадирные свойства. Работоспособность при температурах -10...+60 °С. Смесь нефтяных масел, загущенная гидратированным кальциевым мылом СЖК или кислот саломаса и хлопкового масла; содержит адгезионные присадки и антифрикционную добавку.
Пластол Шарошечные долота высокооборотных бурильных механизмов с негерметизированными опорами качения и скольжения. Высокие механическая, коллоидная и антиокислительная стабильности, водостойкость, триботехнические и консервационные характеристики. Диапазон рабочих температур -20…+130 °С. Нефтяное остаточное масло, загущенное гидроксистеаратом лития; содержит антиокислительную, противоизносную, адгезионную присадки и антифрикционный наполнитель.

Для улучшения проводимости, стабилизации электрического контактного сопротивления, а также уменьшения абразивного и электроэрозионного износа на электрические контакты наносят тонкий слой смазки.

Применение электроконтактных смазок позволяет снизить силу контактного нажатия и, соответственно, уменьшить габариты контактных элементов и их износ.

В основном электроконтактные смазки используют в слаботочных контактных коммутационных, соединительных и установочных устройствах радиоаппаратуры, телевизоров, в системах связи, процессорных устройствах и т.п.

Таблица 8. Электроконтактные гсм и смазки

Смазка Область применения Основные эксплуатационные характеристики Состав
ВНИИНП-248 Скользящие электрические контакты проволочных резисторов. Мягкая консистенция, высокое удельное сопротивление, водостойкость. Широкий диапазон рабочих температур -60...+200 °С.  
ВНИИНП-502 Слаботочные электрические контакты модульных переключателей. Электроконтактная. Водостойкость, механическая стабильность, хорошие консервационные свойства. Работоспособность при температурах -40...+100 °С.  
Электра-1 Скользящие контакты коллекторного узла вращающихся трансформаторов. Высокая термическая стабильность, хорошие противоизносные свойства, водостойкость, большой срок службы при переходном сопротивлении менее 0,1 Ом.  

Надежность смазки обеспечивается правильным выбором смазочных материалов для конкретных условий работы узлов оборудования.