Смазочные материалы классифицируют по разным основаниям: консистенции, составу, области применения и т.д.
По своему назначению выделяют многоцелевые и узкоспециальные гсм, смазки.
Многоцелевые смазочные материалы могут использоваться в различных узлах трения (подшипники качения и скольжения, шарниры и т.д.). Они обладают высокой водостойкостью, имеют отличные защитные качества, могут работать в широком скоростном и температурном диапазонах.
Не рекомендуется заменять узкоспециализированные смазочные материалы (автомобильные, морские, авиационные, индустриальные, буровые, электроконтактные и др.) многоцелевыми.
Смазочные материалы для электрических машин представляют собой подгруппу узкоспециализированных антифрикционных смазок.
Они изготавливаются из компонентов повышенной степени очистки для обеспечения полной безопасности контакта с электромеханизмами. В состав, как правило, входят присадки, благодаря которым достигается химическая и термическая стабильность, водостойкость и сопротивляемость образованию эмульсий.
Данный вид смазок позволяет достигнуть высокой степени защиты от коррозии и износа, обладает высокой степенью вязкости, что, в свою очередь, обеспечивает почти полную независимость толщины пленки от температурных условий. В то же время, именно из-за вязкости происходит потеря мощности при нагреве.
Смазка | Область применения | Основные эксплуатационные характеристики | Состав |
ВНИИНП-242 | Подшипники качения судовых электрических машин горизонтального использования. | Термо- и влагостойкость, хорошие противоизносные свойства, низкая испаряемость. | Смесь нефтяных масел, загущенная стеаратом лития; содержит антиокислительную присадку и дисульфид молибдена. |
ЛДС-1 | Закрытые подшипники качения электродвигателей серии 4А. | Устойчивость к механическим воздействиям и окислению, хорошие противоизносные свойства, водостойкость. Диапазон рабочих температур -50...+120 °С. | Смесь нефтяного масла и сложного эфира, загущенная гидроксистеаратом лития; содержит антиокислительную, вязкостную и противоизносную присадки. |
ЛДС-3 | Закрытые подшипники качения узлов трения электродвигателей серии А1 малошумного исполнения. | Диапазон рабочих температур -50…+120 °С. Снижение шума при работе электромашин. | Смесь нефтяного масла и сложного эфира, загущенная гидроксистеаратом лития; содержит антиокислительную, противозадирную присадки и антифрикционные добавки. |
ЭШ-176 | Подшипники электрических машин горизонтального и вертикального исполнения, подшипники машин в целлюлозно-бумажной промышленности. |
Диапазон рабочих температур -25…+100 °С. |
Смесь нефтяных масел, загущенная литиево-цинково-свинцовым мылом СЖК и мылом кислот касторового масла, асидола и канифоли; содержит графит и оксид алюминия |
СВЭМ | Подшипники качения мощных судовых электрических машин. | Устойчивость к механическим воздействиям и окислению; термо- и морозостойкость, низкая испаряемость. Вызывает набухание резин и оказывает вредное воздействие на окраску металлических деталей |
Автомобильные смазочные материалы успешно применяются для уменьшения трения и износа узлов машин и механизмов, защиты их от коррозии, очистки трущихся поверхностей от загрязнений и отвода от них теплоты.
Смазка | Область применения | <Основные эксплуатационные характеристики | Состав |
ШРУС-4 | Шарниры равных угловых скоростей полноприводных автомобилей и другие узлы трения. | Водостойкость, стабильность к механическим воздействиям и окислению, противоизносные и противозадирные свойства, низкая испаряемость. Диапазон рабочих температур -40...+120° С. | Нефтяное масло, загущенное гидроксистеаратом лития; содержит антиокислительную и противозадирную присадки, а также антифрикционные добавки. |
Фиол-2У | Игольчатые подшипники крестовин карданного вала автомобилей и другая наземная техника. | Высокие антиокислительная, механическая и коллоидная стабильности, хорошие противоизносные и противозадирные свойства, водостойкость. Диапазон рабочих температур -40...+120° С. | Смесь нефтяных масел, загущенная гидроксистеаратом лития; содержит антиокислительную присадку и антифрикционную добавку. |
№ 158 | Подшипники качения автотракторного оборудования, игольчатые подшипники карданных шарниров непостоянной угловой скорости. | Хорошие антиокислительная и механическая стабильности. Диапазон рабочих температур -30...+110° С. | Нефтяное масло, загущенное литиево-калиевым мылом кислот касторового масла и канифоли, содержит антиокислительную присадку и индантрен. |
ЛЗ-31, ЛЗ-62 |
Подшипники качения закрытого типа. | Хорошие антиокислительная стабильность и антикоррозионные свойства, низкая испаряемость, высокие противоизносные свойства, при контакте с водой дисперсионная среда гидролизуется. Диапазон рабочих температур -40...+120° С. | Сложный эфир, загущенный стеаратом лития; содержит антиокислительную и антикоррозионную присадки. |
Эксплуатация современной железнодорожной техники требует применения смазок и масел высокого качества.
Смазка | Область применения | Основные эксплуатационные характеристики | Состав |
ЖРО | Подшипники качения букс железнодорожных локомотивов, подшипники тяговых электродвигателей. | Хорошие противоизносные и противозадирные характеристики, склонность к термоупрочнению; слабая водостойкость, недостаточные консервационные свойства. Диапазон рабочих температур -40...+100° С. | Маловязкое нефтяное масло, загущенное натриево-кальциевым мылом кислот касторового масла; содержит антиокислительную и противоизносную присадки. |
Кулисная ЖК | Гнезда трения кулисного механизма, соединения рессорного подвешивания. | Низкая водостойкость, хорошие адгезионные свойства. Диапазон рабочих температур -30...+80° С. | Нефтяное масло, загущенное натриевым мылом кислот жирового гудрона. |
ЖТ-72 | Тормоза локомотивов. | Морозостойкость, не вызывает набухания резиновых уплотнений автотормозных приборов. Диапазон рабочих температур -60...+120° С. | Кремнийорганическая жидкость, загущенная комплексным кальциевым мылом стеариновой и уксусной кислот; содержит антиокислительную присадку и добавку, снижающую вязкость при отрицательных температурах. |
ЖР | Уменьшение бокового износа рельс на кривых участках пути и гребней бандажей колесных пар. | Водорастворима, низкая коллоидная стабильность. Диапазон рабочих температур -30...+80° С. | Нефтяное масло, загущенное натриевым мылом кислот саломаса и жирового гудрона; содержит до 6 % воды и до 1,2 % щелочи (NaOH) |
Морские гсм, смазки представляют собой вещества, используемые на судне для получения тепловой энергии и смазки деталей механизмов.
Горючие материалы (вещества, способные в результате химической или ядерной реакции выделять тепло) являются составной частью всех видов топлива. Характеристики горючих материалов и их содержание в топливе определяют его теплотворную способность.
Смазка | Область применения | Основные эксплуатационные характеристики | Состав |
АМС-1 АМС-3 |
Предотвращение коррозии механизмов кораблей, подводных лодок, гидросамолетов. | Предотвращение коррозии механизмов кораблей, подводных лодок, гидросамолетов. | Высоковязкое нефтяное масло, загущенное алюминиевым мылом стеариновой кислоты. |
МС-70 | Подшипники качения и скольжения, непосредственно соприкасающиеся с морской водой. | Водостойкость, морозостойкость, высокие консервационные свойства. Диапазон рабочих температур -45...+65°С, в мощных механизмах – от -50° С. | Маловязкое нефтяное масло, загущенное стеаратами бария и алюминия, а также церезином; содержит вязкостную присадку. |
МУС-3А | Высоконагруженные узлы трения, работающие в контакте с морской водой. | Хорошие консервационные и противозадирные свойства, морозостойкость. Работоспособность при температурах -50...+65° С. | Маловязкое нефтяное масло, загущенное стеаратами бария и алюминия, а также церезином; содержит вязкостную и антиокислительную присадки и антифрикционную добавку. |
МЗ | Узлы трения, работающие в контакте с морской водой. | Хорошая коллоидная и удовлетворительная механическая стабильности, морозостойкость. Работоспособность при температурах -50...+80° С. | Нефтяное масло, загущенное алюминиевым мылом и церезином. |
Авиационные смазки относятся к особой группе узкоспециализированных смазок, применяемых в узлах авиационной техники. К ним предъявляются очень высокие требования, так как узлы в авиатехнике испытывают экстремальные нагрузки.
Также существует и ряд других особенностей, связанных с областью применения данных смазочных материалов. Авиасмазки должны быть механически стабильны, иметь ярко выраженные антиокислительные и антикоррозийные качества и обладать противоизносными свойствами. Кроме этого, авиационные смазки должны выдерживать крайне низкие температурные значения, идеально сохраняя смазывающие свойства в большом интервале температур, а также при их резких перепадах.
Смазка | Область применения | Основные эксплуатационные характеристики | Состав |
Эра | Подшипники качения и скольжения, зубчатые передачи систем управления самолетов. | Высокие механическая, антиокислительная стабильности, хорошие антикоррозионные, противоизносные и противозадирные свойства, не вызывает набухания резиновых изделий. Работоспособность при температурах -50...+120 °С. | |
АТЛАНТА | Узлы трения скольжения, работающие при высоких знакопеременных нагрузках, игольчатые и винтовые механизмы. | Морозостойкость, высокие противозадирные характеристики, механическая и коллоидная стабильности, водостойкость. Работоспособность при остаточном давлении 655,5 Па и температуре -60...+150 °С. | Содержит комплекс металлоплакирующих добавок. |
Сапфир | Конические роликовые подшипники ступиц колес шасси летательных аппаратов. | Термостойкость, механическая и антиокислительная стабильности. Работоспособность при температурах -40...+150° С. Кратковременно – до +200° С. | |
СЭДА | Скоростные слабонагруженные подшипники. | Хорошие смазывающие свойства, низкая испаряемость, удовлетворительная водостойкость, вызывает набухание резины на основе нитрильных и силоксановых каучуков. Диапазон рабочих температур -60..+120 °С. | Смесь сложных эфиров, загущенная комплексным кальциевым мылом; содержит антиокислительную и противоизносную добавки. |
Свинцоль-01 | Тяжелонагруженные узлы трения некоторых самолетов и вертолетов. | Повышенные противоизносные и противозадирные свойства, водостойкость. Токсичность. Работоспособность при температурах -60...+90 °С. | Добавление к смазке ЦИАТИМ-201 порошкообразного свинца. |
НК-50 | Подшипники ступиц шасси самолетов. | Низкие водо- и морозо- стойкость; диапазон рабочих температур -15...+120 °С. | Масло МС-20, загущенное натриевым мылом стеариновой и олеиновой кислот; содержит коллоидный графит. |
№9 | Специфические узлы трения. | Морозостойкость, удовлетворительные консервационные свойства и водостойкость, низкие антиокислительная и коллоидная стабильности. Работоспособность при температурах -60...+80 °С. | Маловязкое нефтяное масло, загущенное бариевосвинцовым мылом стеариновой кислоты. |
Развитие технического прогресса в машиностроении потребовало создания качественно новых индустриальных масел.
Нефтеперерабатывающая промышленность производит большой ассортимент современных легированных индустриальных масел с улучшенными эксплуатационными свойствами: антиокислительными, смазывающими, защитными, деэмульгирующими и др. Применение индустриальных масел (с присадками) обеспечивает повышение надежности работы оборудования и его производительности, увеличение срока службы масел.
В качестве индустриальных используют многие масла, отнесенные по основному назначению к моторным, гидравлическим, трансмиссионным, турбинным и другим группам. В ряде случаев возникает необходимость использования продуктов, получаемых на основе кремнийорганических, фосфор-, серу-, фторсодержащих соединений и др.
Смазка | Область применения | Основные эксплуатационные характеристики | Состав |
Униол-2М/2 | Узлы трения металлургического и горно-обогатительного оборудования с системами централизованной подачи смазки. | Термостойкость, хорошие противозадирные характеристики и прокачиваемость, влагоупрочняется при хранении. Работоспособность при температурах -30...+160 °С. | Высокоиндексное нефтяное остаточное масло, загущенное комплексным кальциевым мылом; содержит антиокислительную, противоизносную и антикоррозионную присадки. |
ИП-1 | Подшипники металлургического оборудования с централизованной подачей смазки. | Водостойкость, противозадирные свойства, низкие морозостойкость и механическая стабильность, удовлетворительная коллоидная стабильность. | Цилиндровое нефтяное масло, загущенное кальциевым мылом кислот хлопкового масла и саломаса; содержит противозадирную присадку. |
ЛКС-2 | Подшипниковые узлы главных шпинделей металлорежущих станков, оснащенных шариковыми и роликовыми подшипниками. | Высокие механическая, коллоидная, антиокислительная и термическая стабильности, повышенные противоизносные свойства. Диапазон рабочих температур -40...+150 °С. | Смесь синтетических масел, загущенная комплексным литиевым мылом; содержит антиокислительную и антикоррозионную присадки. |
ЛКС-металлургическая | Подшипники качения металлургического оборудования. | Высокие термическая, механическая и антиокислительная стабильности, водостойкость, хорошие противоизносные и противозадирные характеристики. Работоспособность при температурах -30...+150 °С; кратковременно до +170°С. | Нефтяное остаточное масло, загущенное комплексным литиевым мылом; содержит антиокислительную и антикоррозионную присадки и антифрикционную добавку. |
Прессол М | Узлы трения кузнечно-прессового и другого средне- и тяжелонагруженного промышленного оборудования с централизованной системой подачи смазки. | Работоспособность при температурах -20...+120 °С. | Смесь нефтяных масел, загущенная литиевыми мылами жирных кислот с добавлением композиции присадок. |
Сиол | Скоростные подшипники электроверетен и нажимных валиков прядильных машин. | Термо- и водо-стойкость, удовлетворительные консервационные свойства. Работоспособность при температурах -20...+120 °С. | Смесь нефтяных масел, загущенная модифицированным аэросилом; содержит дисульфид молибдена. |
ВНИИНП-273 | Подшипники качения и скольжения, шарико-винтовые передачи, реечные и винтовые приводы, резьбовые соединения, работающие в условиях воздействия радиации. | Хорошие противозадирные свойства, коллоидная и химическая стабильности, мягкая консистенция. Работоспособность при температурах -20...+120 °С. | Синтетическое углеводородное масло, загущенное неорганическими загустителями; содержит антиокислительную, антикоррозионную присадки и антифрикционную добавку. |
Ротационная ИР | Узлы трения ротационных машин. | Высокие консервационные свойства, водостойкость. Работоспособность при температурах -15...+65 °С. | Нефтяное остаточное масло, загущенное стеаратом алюминия. |
Термолита | Подшипники букс чугуновозов, шлаковозов, сталевозов, агломашин и других узлов металлургического оборудования, работающих в условиях экстремальных температур. | По реологическим свойствам занимает промежуточное положение между смазками и пастами; повышенные противозадирные свойства, термостойкость. | Высоковязкое нефтяное масло, загущенное тонкодисперсным графитом, содержит присадки. |
<Омметтерма-2 | <Подшипники качения металлургического и другого промышленного оборудования. | <Антиокислительные, антикоррозионные и смазывающие свойства. Устойчивость к воздействию воды и водяного пара. Сохраняет работоспособность при температурах -20...+180 °С, кратковременно – до +200 °С. Применяется как закладная. | <Высоковязкое нефтяное масло, загущенное комплексным литиевым мылом; содержит многофункциональные присадки. |
Буровое оборудование – машиностроительный комплекс, который используется при бурении скважин; включает в себя сооружения, машины и прочее вспомогательное оборудование, монтируемое на точке бурения и обеспечивающее самостоятельное выполнение технологических операций.
Гсм и смазки для бурового оборудования должны соответствовать целому ряду требований.
Смазка | Область применения | Основные эксплуатационные характеристики | Состав |
Долотол Н | Шарошечные долота с негерметизированными опорами качения и скольжения. | Высокие механическая, коллоидная и антиокислительная стабильности, водостойкость, противозадирные и консервационные характеристики. Диапазон рабочих температур -20...+130 °С. | Нефтяное остаточное масло, загущенное гидроксистеаратом лития; содержит антиокислительную присадку и антифрикционные добавки. |
Долотол АУ | Шарошечные долота с герметизированной опорой скольжения. | Антиокислительная стабильность, противозадирные свойства, водо- и термостойкость. Работоспособность при температурах -30...+220 °С. | Нефтяное остаточное масло, загущенное комплексным кальциевым мылом СЖК; содержит антифрикционные добавки. |
Долотол НУ | Шарошечные долота с герметизированными опорами качения и скольжения. | Высокие механическая и коллоидная стабильности, водостойкость, противозадирные и консервационные свойства. Работоспособность при температурах -30...+110 °С. | Нефтяное остаточное масло, загущенное безводным кальций-гидроксистеаратом; содержит антифрикционные добавки и антиокислительную присадку. |
Геол-1 | Бурильные трубы и керноприемные устройства для высокооборотного геологоразведочного бурения. | Водостойкость, консервационные и противозадирные свойства. Работоспособность при температурах -10...+60 °С. | Смесь нефтяных масел, загущенная гидратированным кальциевым мылом СЖК или кислот саломаса и хлопкового масла; содержит адгезионные присадки и антифрикционную добавку. |
Пластол | Шарошечные долота высокооборотных бурильных механизмов с негерметизированными опорами качения и скольжения. | Высокие механическая, коллоидная и антиокислительная стабильности, водостойкость, триботехнические и консервационные характеристики. Диапазон рабочих температур -20…+130 °С. | Нефтяное остаточное масло, загущенное гидроксистеаратом лития; содержит антиокислительную, противоизносную, адгезионную присадки и антифрикционный наполнитель. |
Для улучшения проводимости, стабилизации электрического контактного сопротивления, а также уменьшения абразивного и электроэрозионного износа на электрические контакты наносят тонкий слой смазки.
Применение электроконтактных смазок позволяет снизить силу контактного нажатия и, соответственно, уменьшить габариты контактных элементов и их износ.
В основном электроконтактные смазки используют в слаботочных контактных коммутационных, соединительных и установочных устройствах радиоаппаратуры, телевизоров, в системах связи, процессорных устройствах и т.п.
Смазка | Область применения | Основные эксплуатационные характеристики | Состав |
ВНИИНП-248 | Скользящие электрические контакты проволочных резисторов. | Мягкая консистенция, высокое удельное сопротивление, водостойкость. Широкий диапазон рабочих температур -60...+200 °С. | |
ВНИИНП-502 | Слаботочные электрические контакты модульных переключателей. | Электроконтактная. Водостойкость, механическая стабильность, хорошие консервационные свойства. Работоспособность при температурах -40...+100 °С. | |
Электра-1 | Скользящие контакты коллекторного узла вращающихся трансформаторов. | Высокая термическая стабильность, хорошие противоизносные свойства, водостойкость, большой срок службы при переходном сопротивлении менее 0,1 Ом. |
Надежность смазки обеспечивается правильным выбором смазочных материалов для конкретных условий работы узлов оборудования.