Подшипники – важные элементы узлов различных механизмов: станков, конвейерных лент, ДВС и др.Подшипники предназначены для закрепления положения деталей в пространстве, обеспечивают их вращение, качение, линейное перемещение, минимизируют сопротивление и передают нагрузку на другие детали.
Для эффективной и надежной работы подшипников необходимо их своевременное смазывание. При этом экономия на смазке недопустима, ее качественность – залог долговременной эксплуатации всего механизма.
Большую популярность благодаря своим высоким эксплуатационным характеристикам имеют смазки EFELE.
Они способствуют:
-
Повышению рабочих возможностей деталей и узлов в условиях высоких нагрузок, больших скоростей, высокой влажности, экстремальных температур
- Унификации смазочных материалов для ряда деталей и механизмов
- Снижению расхода смазочных материалов
- Снижению интервалов технического обслуживания деталей
- Более надежной работе оборудования
Выбор подходящей смазки EFELE обусловлен типом подшипников. В зависимости от вида трения различают подшипники качения и подшипники скольжения.
Подшипники качения
Подшипники качения служат опорой вращающейся части узла механизма. Они работают при трении качения. Такие подшипники, как правило, состоят из внутреннего и наружного колец, тел качения и сепаратора, разделяющего тела качения и направляющего их движение. Существуют шариковые (радиальные, упорные) и роликовые (сферические, игольчатые, ступичные) подшипники качения.
Для смазывания подшипников качения используют как жидкие масла, так и пластичные смазки. Жидкие смазочные материалы обладают рабочей стабильностью, незначительным сопротивлением вращению, хорошей теплоотводной способностью, защищают подшипники от продуктов, приводящих к их износу. Пластичные смазки, в свою очередь, обеспечивают антикоррозионную защиту и легко удерживаются в узле без специальных уплотнений.
Подшипники скольжения
Подшипники скольжения служат опорой для направляющих узла, где трение идет при скольжении сопряжённых поверхностей. В зависимости от направления восприятия нагрузки различаются радиальные и осевые (упорные) подшипники скольжения. Исходя из особенностей режима смазки, подшипники скольжения могут быть гидродинамическими, гидростатическими, газодинамическими, газостатическими, с твёрдой смазкой. По другим основаниям подшипники скольжения подразделяются на самоустанавливающиеся, сегментные, самосмазывающиеся и др.
Подшипники качения имеют ряд преимуществ над подшипниками скольжения: низкое сопротивление вращению при малых и средних оборотах, лучшая несущая способность на единицу ширины подшипника, абсолютная взаимозаменяемость, легкость в эксплуатации, доступные требования к материалу. Поэтому подшипники качения гораздо более распространены, чем подшипники скольжения.
Для подшипников качения и скольжения рекомендуется применять смазочные материалы EFELE, которые препятствуют контакту между поверхностями и препятствуют износу.
При выборе типа смазки для подшипников необходимо учитывать условия, при которых будет осуществляться ее работа.
Температурный диапазон
Для надежной работы подшипников в условиях сверхвысокой температуры (от +230 ºС до +1000 ºС) лучше использовать пастообразные смазки. Важным преимуществом паст является их универсальность: до температуры +230 ºС – +280 ºС они действуют как смазка, а после испарения основы при повышении температуры – как противозадирное покрытие, предотвращающее заклинивание подшипника.
Идеальной высокотемпературной смазкой является смазка EFELE SG - 394. Данная смазка обладает прекрасными характеристиками, отлично работает в широком диапазоне температур.
Для стабильной работы подшипников при низких температурах (от -40 ºС до -70 ºС) используют EFELE SG-311, EFELE SG-321. Они обладают хорошими низкотемпературными качествами и обеспечивают долговременную защиту от износа и коррозии.
Эффективное решение для низких температур
EFELE SG-321 – синтетическая (ПАО) морозостойкая смазка на основе сульфоната кальция. Она отличается высокой несущей способностью, может работать при очень высоких нагрузках, устойчива к смыванию водой.
Преимущества EFELE SG-321:
- Широкий температурный диапазон (от -55 °C до + 150 °C)
- Высокие антикоррозионные свойства
- Высокая окислительная стабильность
- Устойчивость к вымыванию водой
- Совместимость с большинством пластмасс и эластомеров
- Высокая несущая способность (нагрузка сваривания 6100 Н)
- Высокая механическая стабильность
- Длительный срок службы
- Хорошие противоизносные свойства
Скорость вращения подшипника
При высокой скорости работы подшипника выбор смазки должен быть особенно тщательным, так как при достижении предельно допустимой скорости вращения смазка сосредотачивается на наружном крае подшипника, а его внутренние детали остаются незащищенными.
Для смазывания высокоскоростных подшипников применяют, как правило, синтетические смазки c высоким скоростным фактором, например, EFELE SG-311.
Агрессивные среды
Для смазки подшипников, подвергающихся агрессивному воздействию воды, пара, кислоты, пыли и т.п. необходимо использовать водостойкие, а также устойчивые к растворителям и кислотам смазки. Таковой является смазка EFELE SG-394 – она не вымывается и обеспечивает надежную защиту подшипников от коррозии.
Нагрузки
Из-за большой нагрузки на подшипники скольжения смазка из него выдавливается. В таких условиях незаменимы смазочные материалы с твердыми наполнителями: графитом, молибденом.
Также используются антифрикционные покрытия («сухая смазка»), в которых в качестве смазочного вещества действуют только твердые частицы графита, молибдена, тефлона.
Антифрикционные покрытия Modengy (например, MODENGY 1001) эффективны для средне- и сильнонагруженных фрикционных пар с малыми скоростями или колебательным режимом работы.
Они создают на неровных поверхностях смазочную пленку, защищающую их от трения.
Имея такие рабочие свойства, покрытие Modengy 1001 стоит гораздо дешевле. MODENGY 1001 можно приобрести в аэрозольных баллонах объемом 210 мл, в капсулах по 200 г, в банках по 600 г или ведрах по 4,5 кг.
Среди пластичных смазок для обслуживания тяжелонагруженных подшипников качения можно выделить EFELE MG-221 и EFELE SG-321. Это высокоэффективные материалы, которые отлично работают под воздействием очень высоких и ударных нагрузок, воды, в широком диапазоне температур.
EFELE MG-221 – минеральная смазка на основе сульфоната кальция. Она работает в широком диапазоне рабочих температур, в условиях влаги и тяжелых нагрузок.
Преимущества EFELE MG-221:
- Рабочие температуры: от -30 °С до +150 °С (кратковременно до +180 °С)
- Высокая несущая способность (нагрузка сваривания ≥5000 Н)
- Работоспособность в условиях ударных нагрузок
- Отличные противоизносные свойства
- Работоспособность во влажной среде
- Устойчивость к смыванию водой
- Высокие антикоррозионные свойства
При замене смазочного материала необходимо обязательно очистить узел от старой смазки с помощью специального средства, затем просушить и продуть узел смазывания. По завершению нанесения новой смазки требуется осуществить первый пуск оборудования осуществляется без нагрузки.