Морская смазка: основные характеристики

Оборудование для шельфовых платформ, судов и прочих сооружений, функционирующих в море, нуждается в особенном обслуживании. Это связано с условиями окружающей среды, которые негативно сказываются на надежности и сроке службы металлических элементов.

В морской воздух характеризуется очень высокой относительной влажностью – более 95 %, а также большим содержанием соли. Морская вода разрушает пассивные пленки металла, провоцируя коррозию. В таких условиях регистрируются одни из самых больших скоростей образования и распространения очагов коррозии на металлических элементах, по сравнению с другими условиями эксплуатации.


Коррозия на крепеже морской платформы


Морской климат негативно сказывается не только на металле, но и на используемых для обслуживания смазочных материалах. В морском климате они быстро теряют свои смазочные и защитные свойства. Поэтому для морского оборудования необходимо использовать специально разработанные для него морские смазки.


Морская смазка – это антифрикционный состав, который обладает высокими антикоррозионными свойствами и устойчив к влиянию агрессивного морского климата.


Специальная морская смазка обязательна к применению в узлах, работающих на открытых частях палубы, то есть в прямом контакте с морской атмосферой: резьбовых соединениях, лебедках, подшипниках, зубчатых передачах, цепях, тросах, выдвижных забортных устройствах и другом оборудовании.

Чтобы смазочный состав эффективно работал в морской среде, он должен обладать:

  • Высокой адгезией – хорошо прилипать и прочно удерживаться на обработанной поверхности
  • Хорошими антифрикционными и противокоррозионными свойствами
  • Водостойкостью – сохранять работоспособность при контакте с водой и ее брызгами, а также под водой
  • Стойкостью к агрессивному воздействию соленой воды и соляного тумана
  • Минимальным уровнем токсичности или быть совсем нетоксичным
  • Низким уровнем испарения
  • Коллоидной стабильностью
  • Продолжительным ресурсом
  • Морозостойкостью

Морские смазки широко применяются и в качестве консервационных составов, которые служат для предотвращения коррозии при транспортировке или длительном хранении оборудования.


Как подобрать морскую смазку?

При подборе смазочных материалов для обслуживания узлов морских установок их сравнивают по ряду критериев.

Для морской смазки важен диапазон температур эксплуатации. Для обслуживания забортных механизмов могут потребоваться смазочные материалы, работающие при температуре до -40 °С.


Смазочный материал


Результаты ускоренных испытаний на коррозию позволяют сравнить антикоррозионные свойства нескольких материалов. Данные тестирования проводятся в концентрированном искусственном соляном тумане. Чем выше количество часов, в течение которых образец находился в камере до образования критичных коррозионных повреждений, тем выше уровень его защитных свойств. Необходимо сравнивать только результаты тех испытаний, которые проводились по одному и тому же стандарту.

Опыт использования в реальных условиях становится одним из главных критериев, помогающих выбрать оптимальную морскую смазку.

Как показывает практика, в морской среде наиболее эффективно работают покрытия (антифрикционные, лакокрасочные со специальными составами), а также пасты на основе твердосмазочных веществ.

Эффективную защиту и смазывание механизмов, работающих при контакте с неблагоприятными факторами внешней среды, в том числе морского климата, обеспечивает смазочно-монтажная паста Modengy 4001.


Смазочно-монтажная паста MODENGY 4001


Она содержит твердосмазочные наполнители, которые обеспечивают материалу малый коэффициент трения и большой ресурс, а также ингибиторы коррозии, защищающие металл от повреждений.

Согласно итогам ускоренных испытаний в соляном тумане по международному стандарту ISO 9227, паста продемонстрировала сохранение антикоррозионных свойств на протяжении 480 часов.

Морская паста обладает широким диапазоном рабочих температур: от -45 до +220 °С. При более высокой температуре синтетическое базовое масло испаряется из состава пасты, на обработанных поверхностях остаются твердосмазочные вещества, продолжающие выполнять смазочную функцию при нагреве до +1000 °С.