Одно из главных условий безопасной езды на автомобиле – надежность тормозов. Именно поэтому к тормозным жидкостям предъявляются жесткие требования.


Так как в процессе эксплуатации свойства тормозной жидкости ухудшаются, ее необходимо периодически заменять полностью.

При нажатии на педаль тормоза усилие с помощью гидравлического привода передается к колесным тормозным механизмам, которые за счет сил трения останавливают автомобиль. В случае перегрева и закипания тормозной жидкости могут возникнуть паровые пробки, приводящие к отказу в торможении. Во избежание таких последствий в гидроприводах применяются специальные тормозные жидкости.

В соответствии с нормами DOT (Department of Transportation) их классифицируют по вязкости и температуре кипения. Выделяют температуру кипения «сухой» (не содержащей воды) и «увлажненной» (с содержанием воды 3,5%) жидкостей. Вязкость определяют в соответствии с американским федеральным стандартом по безопасности автомобилей FMVSS № 116 при двух значениях температуры: +100°C и -40°C.

К сожалению, отечественные производители вынуждены сами подбирать технические условия, так как для них единого стандарта не существует.


Чаще всего применяются тормозные жидкости следующих классов:

  • DOT 3 – для тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами
  • DOT 4 – для современных быстроходных автомобилей преимущественно с диcковыми тормозами
  • DOT 5.1 – для дорожных спортивных автомобилей с высокими тепловыми нагрузками на тормоза

Тормозные жидкости класса DOT 5 на обычных транспортных средствах практически не применяются.

К тормозным жидкостям предъявляются следующие требования:

  • отсутствие отрицательного воздействия на резиновые детали
  • защита металлов от коррозии
  • смазка пар трения
  • стабильность при высоких и низких температурах

Тормозные жидкости на 95% состоят из основы, а на 5% – из различных добавок, присадок, красителей и т.п., которые, в зависимости от состава ТЖ, могут быть минеральными, гликолевыми или силиконовыми. Минеральные добавки основываются на касторовом масле или спирте, обладают прекрасными смазывающим и защитными свойствами.

Кроме того, такие добавки негигроскопичны и не агрессивны к лакокрасочным покрытиям. Однако они не не отвечают требованиям международного стандарта и имеют достаточно низкую температуру кипения, поэтому их ни в коем случае нельзя смешивать с гликолевыми жидкостями.

дисковый тормозной механизм


Гликолевые жидкости имеют в своей основе полигликоли и их эфиры. В отличие от минеральных, такие жидкости имеют довольно высокую температуру кипения и хорошие вязкостные и смазывающие свойства. Недостатком гликолевых жидкостей является их гигроскопичность, т.е. способность поглощать воду, что негативно сказывается на вязкости, смазываемости деталей и благоприятствует образованию коррозии.

Зарубежные и отечественные гликолевые жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 можно заменять, но смешивать их не рекомендуется во избежание ухудшения основных свойств. Гликолевые жидкости не всегда подходят для старых автомобилей – резина их манжет иногда способна контактировать только с минеральными ТЖ.

Силиконовые жидкости получают на основе кремний-органических полимерных соединений. Такие жидкости отличаются стабильной вязкостью, хорошей работоспособностью в диапазоне температур от -100°С до +350°С. Однако из-за недостаточных смазывающих свойств и несовместимости с другими жидкостями они не слишком популярны.


Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от полигликолевых DOT 5.1, что указывается на упаковке.

  • DОТ 5 – SBBF («silicon based brake fluids» – тормозная жидкость на силиконовой основе на силиконе)
  • DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» – тормозная жидкость, не основанная на силиконе)

Для обслуживания новых современных автомобилей чаще используются гликолевые тормозные жидкости.

Наилучшим образом оценить свойства тормозной жидкости можно только в процессе лабораторных исследований. На практике состояние ТЖ можно определить, например, по ее внешнему виду: она должна быть прозрачной и не иметь осадка. Также можно купить специальный прибор, который определяет состояние тормозной жидкости по температуре кипения или степени увлажнения.

При необходимости тормозную жидкость в гидросистеме необходимо заменять полностью. Долив практически не улучшает ситуацию, поскольку значительная часть объема ТЖ при этом не меняется. Последовательность замены жидкости напрямую зависит от конструкции тормозной системы. Зачастую автопроизводители указывают эту информацию в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Хранить тормозную жидкость нужно в герметичной емкости, ограждая ее от контактов с водой и воздухом. Так как ТЖ очень ядовита, при ее случайном попадании внутрь организма слудет немедленно обратиться к врачу.