Демонтаж ГБЦ – процедура, необходимая при ремонте двигателя внутреннего сгорания. Снятие головки блока цилиндров позволяет получить доступ к цилиндро-поршневой группе при установке новых поршневых колец, гильзовке или других операциях, заменить прокладку ГБЦ и саму головку блока цилиндров.


Крепеж головки блока цилиндров

Головка блока цилиндров монтируется при помощи крепежных изделий – болтов или шпилек. Шпильки, как правило, применяются при сборке мощных и высоконагруженных двигателей. Они обладают повышенными прочностью и надежностью, могут использоваться неоднократно, в то время как повторное использование болтов после снятия ГБЦ зачастую запрещено инструкцией производителя.


Шпильки ГБЦ


Крепеж головки блока цилиндров не только соединяет элементы двигателя, но и обеспечивает надежное уплотнение.

При установке ГБЦ очень важно обеспечение правильной затяжки болтов.

Затяжка должна осуществляться согласно руководству для конкретного двигателя, так как значения момента и последовательность затяжки могут отличаться.


Как снять головку блока цилиндров?

Снятие головки блока цилиндров является сложным и ответственным процессом, который может потребовать навыков и опыта в автомобильной технике. Эта процедура обычно выполняется в случае необходимости ремонта или замены компонентов двигателя. Снятие ГБЦ позволяет получить доступ к клапанам, поршням и другим внутренним деталям двигателя для их обслуживания или замены.

Перед началом процесса снятия ГБЦ необходимо принять несколько мер предосторожности: снять клеммы аккумулятора, очистить окружающую область, подготовить инструменты: набор гаечных, торцевых, шестигранных ключей, отверток, специализированных инструментов для снятия болтов ГБЦ, проникающих жидкостей для откручивания болтов.


Порядок снятия головки блока цилиндров регламентируется производителем конкретного силового агрегата. В общих чертах инструкцию по снятию ГБЦ можно представить следующим образом:

  • Снятие навесного оборудования и всех компонентов, которые мешают доступу к ГБЦ. Важно помнить, как и где каждый элемент был закреплен или подключен, чтобы вернуть его на место после завершения ремонта
  • Отсоединение всей электрической и механической связи ГБЦ с остальными частями двигателя
  • Снятие болтов, которые крепят ГБЦ к блоку цилиндров. Раскручивание рекомендуется начинать с середины и сначала раскрутить на 0,5-1 оборот все болты, после чего приступить к извлечению изделий по одному


Крепеж головки блока цилиндров функционирует в условиях высоких нагрузок и температур. Следствием становится прикипание металла. Шпильки и болты не выкручиваются из гнезда, обламываются при механических воздействиях.

Это значительно усложняет и увеличивает по времени демонтаж ГБЦ. Поэтому необходимо предварительно ознакомиться с методами откручивания прикипевшего крепежа – применение проникающих жидкостей, нагрев и другие.

Когда все болты выкручены, ГБЦ можно аккуратно снять с блока цилиндров. Будьте осторожны, чтобы не повредить поверхности ГБЦ или блока двигателя. Также убедитесь, что все необходимые соединения, такие как шланги или провода, отсоединены, чтобы избежать повреждений при снятии.


Что делать, чтобы крепеж ГБЦ не прикипал?

При покупке крепежа для ГБЦ не рекомендуется экономить и выбирать дешевые изделия. Они не выдерживают высокие нагрузки и быстро выходят из строя, усложняя демонтаж.

Чтобы обеспечить штатный монтаж и демонтаж болтов и шпилек ГБЦ, применяются специальные смазочные материалы, которые способны длительно функционировать в экстремальных условиях.

Например, при производстве и ремонте двигателя на крепеж головки блока цилиндров наносится антифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY 1001 на основе дисульфида молибдена и графита.



Оно образует на деталях тонкий разделительный слой, который препятствует прямому контакту металлических поверхностей крепежа и головки.


Болты ГБЦ с покрытием MODENGY 1001


Благодаря этому крепеж ГБЦ легко вкручивается и раскручивается даже после продолжительной эксплуатации, исключается облом и разрушение шпилек и болтов.


Покрытие обладает низким коэффициентом трения, термостойкостью до +440 °С, высокой несущей способностью. Оно легко наносится методом распыления и отверждается без нагрева, есть фасовка в аэрозольном баллоне.


Демонтаж ГБЦ – это сложная задача, которую предпочтительно доверять опытным автомеханикам. Неправильные снятие или установка ГБЦ могут привести к серьезным повреждениям двигателя.

На каждом этапе необходимо соблюдать предельную осторожность и четко следовать инструкциям производителя. Так, неправильная затяжка болтов приводит к потере герметичности камеры сгорания и появлению серьезных проблем, одна из которых – смешивание тосола и моторного масла. Эксплуатация мотора в таких условиях в скором времени приведет к необходимости ремонта с заменой дорогостоящих комплектующих.