Тепловоз как самый распространенный тип локомотивов

Тепловоз является одним из типов локомотивов, для обеспечения движения в котором используется двигатель внутреннего сгорания, как правило, дизельный.

Такой тип тяговых подвижных составов является самым распространенным во всем мире для неэлектрифицированных железных дорог.


Тепловоз – это мощная и универсальная тяговая единица, широко используемая в железнодорожной промышленности для перемещения грузов и пассажиров по железнодорожным путям.


Тепловозы имеют богатую историю. Они появились в первой половине 20 века и с этого времени претерпели значительные технические изменения. Современные тепловозы, в основном, оснащены дизельными двигателями, которые обеспечивают надежность, экономичность и мощность при перевозке грузов и пассажиров.

Они стали заменой малоэффективным паровозам, практически полностью вытеснив их. Также тепловозы используются гораздо чаще появившихся в то же время электровозов, которые не рентабельны на неэлектрофицированных магистралях с малым потоком поездов.


Тепловоз

Источник изображения: Karasev Viktor / www.shutterstock.com/ru


Тепловозы обладают рядом преимуществ перед другими самоходными рельсовыми экипажами, включая высокую тяговую мощность, необходимую для перемещения крупных и тяжелых поездов по длинным расстояниям, надежность, автономность.

Двигатель тепловоза: принцип работы и обслуживание

Главным силовым агрегатом тепловоза является дизельный двигатель внутреннего сгорания. Его функция заключается в преобразовании энергии сгорания топлива в механическую работу по перемещению локомотива.

Двигатель не заставляет вращаться колеса напрямую. Это осуществляется через тяговую передачу, соединенную с коленчатым валом, – механическую, электрическую или гидравлическую.


Двигатель тепловоза

Источник изображения: Piccolino208 / www.shutterstock.com/ru


Как и в любом ДВС, в двигателе тепловоза сгорает топливовоздушная смесь, полученные продукты сгорания приводят в движение поршни, а те, в свою очередь, провоцируют вращательное движение вала.

Для увеличения мощности и КПД дизельные двигатели тепловозов зачастую оснащаются турбокомпрессорами, которые позволяют увеличивать давление в камере сгорания.

Обеспечение надежной работы двигателя в любых условиях – одно из основных направлений деятельности конструкторов и разработчиков силовых агрегатов.


Одним из путей увеличения срока службы деталей двигателей тепловозов является применение антифрикционных твердосмазочных покрытий на этапе их производства.


Нанесение антифрикционного покрытия на поршни стало обязательным этапом изготовления поршней как автомобильных моторов, так и двигателей тепловозов.

Так, на юбки поршней тепловозов наносятся антифрикционные твердосмазочные покрытия MODENGY 1007 на основе графита и MODENGY 1006 на основе дисульфида молибдена и графита.


Поршни двигателей тепловозов и спецтехники с покрытиями MODENGY


Тонкий смазочный слой, нанесенный на поршень тепловоза, снижает трение, защищая от преждевременного износа, а также предотвращает появление задиров в моменты пуска двигателя, при перегрузках и недостатке смазочной жидкости. Дополнительными эффектами от применения покрытий становятся снижение посторонних шумов и экономия топлива.

Твердосмазочные покрытия применяются и в других узлах двигателя тепловоза, например, используются на подшипниках турбокомпрессоров.

На радиальные и радиально-упорные подшипники турбокомпрессоров, которые эксплуатируются в условиях больших скоростей перемещения и высоких нагрузок, наносится MODENGY 1066. Оно эффективно снижает трение и значительно увеличивает срок службы деталей.


Подшипники турбокомпрессора тепловоза


Особенностью таких покрытий является возможность обеспечения ресурсного смазывания – они не нуждаются в обновлении на протяжении всего срока службы деталей или наносятся повторно очень редко.

Кроме использования качественных конструкционных и антифрикционных материалов при проектировании и производстве двигателей, для обеспечения безотказной работы дизелей тепловозов проводят многоэтапное техническое обслуживание.

Каждый день и при подготовке к очередной поездке дизель локомотива проверяется на корректность работы на слух. При появлении стуков или посторонних шумов осуществляется дополнительное обследование.

Ежемесячное обслуживание двигателя тепловоза включает в себя увеличенный объем диагностических операций и необходимый ремонт, среди которых:

  • Проверка частоты вращения дизеля
  • Очистка фильтрующих систем
  • Проверка работы клапанов, распределительных узлов, надежности креплений
  • Осмотр топливопровода
  • Проверка работоспособности распылительных форсунок
  • Регулировка коленвала с пробуксовкой

По окончании обслуживания всех систем тепловоза запускается дизель, проверяется правильность их работы, отсутствие течей и тд.


Соблюдение всех рекомендаций производителя, качественное техническое обслуживание, своевременный ремонт являются гарантией безопасной и эффективной эксплуатации локомотивов.


Тепловозы остаются важной частью мира железнодорожного транспорта. Высокая мощность, надежность и универсальность делают их одним из лучших средств для обеспечения перевозок пассажирских и грузовых поездов. При развитии технологий они продолжают приспосабливаться к изменяющимся потребностям железнодорожной отрасли, оставаясь одним из самых распространенных видов силовых тяговых средств.