Особенности смазывания шлицевых соединений

Шлицевые соединения используются для передачи крутящего момента от одного механизма к другому. В зависимости от конструкции они могут изменять свою длину либо оставаться неподвижными.

Срок службы шлицевых соединений сокращается из-за их работы в условиях повышенных нагрузок на боковые поверхности зубьев при медленном скольжении деталей. Это приводит к схватываниям, образованию задиров, истиранию и появлению люфта.

В зависимости от условий работы могут добавляться и другие неблагоприятные факторы, приводящие к усиленному изнашиванию – коррозионно-активная среда, высокая запыленность, повышенные температуры.

Чтобы обеспечить штатную эксплуатацию шлицевых соединений, необходимо наносить в узел смазочный материал с высокой износостойкостью, противокоррозионными свойствами, водостойкостью, антизадирными характеристиками.


При росте нагрузок и температур масляная пленка разрушается, из-за чего детали начинают схватываться. Это приводит к заеданиям, появлению задиров и повышенному изнашиванию.


Наиболее результативным и современным способом защиты шлицевых соединений от износа является применение антифрикционных покрытий.


Вал со шлицами


Они могут наноситься как до применения пластичных смазок, так и использоваться самостоятельно.


Покрытия для шлицевых соединений: отличия от смазок и преимущества применения

Антифрикционные покрытия предназначены для смазывания и защиты от коррозии деталей различных отраслей промышленности. Они особо эффективны там, где не работают пластичные смазки.

Классические смазки не всегда способны обеспечить надежную и продолжительную эксплуатацию деталей. При повышенных нагрузках, увеличении температур в месте контакта поверхностей, воздействии неблагоприятных факторов при потере герметичности узла смазки теряют свою эффективность.

Покрытия выступают в роли аварийной смазки, а также нередко наносятся самостоятельно, обеспечивая повышение ресурса соединений.

Покрытия на шлицевых соединениях выполняют следующие функции:

  • Снижение трения
  • Предотвращение схватывания и задиров
  • Защита от изнашивания при длительном дефиците пластичного смазочного материала и перегреве
  • Повышение плавности движения деталей
  • Устранение шума при перемещении

На шлицевых соединениях применяется антифрикционное твердосмазочное покрытие Modengy 1002. Оно наносится на детали методом распыления и отверждается при комнатной температуре.

Шлицевые соединения

После отверждения покрытие образует тонкий разделительный слой с высокой износостойкостью, который не выделяет токсичных испарений. Также материал эффективно защищает детали от коррозии.


Он не смывается, не вытесняется из узла при увеличении нагрузок, выдерживает высокие температуры, не притягивает в узел пыль, грязь, песок и прочие частицы из воздуха. Этим покрытия существенно превосходят пластичные смазки.


Кроме того, покрытия для шлицевых соединений не нуждаются в обновлении.

Если смазка вытекла из узла, выдавилась при высоких нагрузках, вымылась, не была вовремя обновлена или по другим причинам перестала выполнять свои функции, слой антифрикционного покрытия позволяет эффективно снижать трение и износ на протяжении длительного времени.

От выбранного способа смазывания шлицевых соединений сильно зависит надежность и срок службы деталей. При недостатке смазочного материала детали начинают перемещаться «на сухую», что приводит к быстрому выходу узла из строя. Поэтому рекомендуется заменять пластичные смазки на покрытия для шлицевых соединений. Наиболее эффективно их комплексное использование.