В целях улучшения состава и повышения уровня качества топлива производители добавляют к базовой основе всевозможные присадки. Их сбалансированный комплекс может не только значительно усилить имеющиеся свойства бензинового и дизельного горючего, но и придать им новые возможности.
Особенно ценится способность нефтепродуктов сохранять вязкость при низких температурах, выдерживая суровые зимы в регионах с холодным климатом.
Самый распространенный и эффективный способ регулирования низкотемпературных свойств дизельного топлива – введение депрессорных присадок («антигелей»).
Рассмотрим принцип их действия, историю появления и современную классификацию.
Принцип действия депрессорных присадок
Депрессорные присадки взаимодействуют с частицами парафина на стадии помутнения топлива под действием низкой температуры и препятствуют возникновению более крупных образований при дальнейшем понижении температуры.
Молекулы депрессора осаждаются на поверхность частиц в начальной фазе их появления и не дают формироваться агломератам величиной более 3…5 мкм (см. рис. 1). Частицы меньшего размера не забивают топливный фильтр тонкой очистки.
Рис. 1. Сверху - топливо без депрессорной присадки с пространственной структурой (агрегацией) парафинов. Снизу - топливо с депрессорной присадкой, отельные мелкие кристаллы парафинов.
В основном, депрессорные присадки состоят из:
- Полимеров метакриловой кислоты
- Ароматических и алифатических дистиллятов нефти
- Сополимеров этилена с винилацетатом
Применяя антигель, следует помнить следующие моменты.
Количество добавляемой присадки должно соответствовать рекомендованному производителем. Увеличение концентрации ни к чему не приведет.
Процесс замерзания дизельного топлива до консистенции желе происходит лавинообразно, его интенсивность зависит от значения температуры фильтруемости, т.е. для используемого топлива присадка должна работать при температуре фильтруемости и ниже.
Эффективность антигеля зависит от качества топлива (его соответствия заявленным параметрам).
Депрессорные присадки обладают свойством связывать воду, что снижает возможность образования льда в топливной системе и серосодержащих кислот в камере сгорания.
История появления депрессоров
История депрессорных присадок к различным нефтепродуктам, преимущественно к маслам, началась в 1931 году, с получения синтетической добавки к маслам «парафлоу».
Работа в направлении создания депрессорных присадок к дизельным топливам стартовала с середины 60-х годов 20-го века. Столь позднее обращение исследователей к данному вопросу объясняется тем, что депрессорные присадки, существенно снижая температуру застывания топлива, практически не влияют на температуру его помутнения. А именно она долгое время считалась основным критерием в определении пригодности топлив к применению в зимнее время.
Позже выяснилось, что не температура помутнения является определяющим фактором в решении вопроса использования топлив при низких температурах, а такие показатели, как температура текучести и прокачиваемости топлива, предельная температура фильтруемости.
Лишь после этого стали интенсивно развиваться исследования по синтезу депрессорных присадок для дизельных топлив. Так, в период с 1965 по 1969 годы было получено всего 10 патентов на депрессорные присадки к дизельным топливам, а за 1975-1984 годы их количество превысило 110.
Подавляющее число патентов (около 90 %) описывают в качестве депрессорных присадок полимерные вещества, среди которых преобладают сополимеры этилена с различными мономерами. 83 % из них являются сополимерами этилена и винилацетата.
Безопасно ли частое использование депрессорных присадок?
Производители заявляют, что применение депрессорных присадок не способно оказать никакого негативного влияния на двигатель и топливную систему. Однако в любом случае необходимо ознакомиться с инструкцией, в которой подробно описаны все спорные моменты.
Несмотря на заявленную безопасность депрессоров, многие специалисты не пришли к единому мнению, вредят ли они двигателю. Большинство не рекомендует часто использовать подобные составы – лучше заливать их при острой необходимости.
Крупные АЗС продают дизельное топливо уже с добавленными присадками.
Рекомендации по применению
Чтобы получить максимальный эффект от депрессорных присадок, следует заранее ознакомиться с инструкцией по их использованию. В целом необходимо придерживаться следующих рекомендаций.
Вводите присадку в бак с горючим нужно крайне медленно и при положительной температуре окружающего воздуха. Поэтому, прежде, чем залить присадку в топливный бак, поставьте автомобиль на несколько часов в теплое место.
Наилучшего результата вы достигнете в том случае, если начнете применять добавку еще до того, как топливо начнет кристаллизироваться.
Обязательно придерживайтесь всех пропорций при введении депрессорной присадки – они указаны на упаковке средства.
Не добавляйте депрессоры в бензин: доказано, что подобная практика значительно ускоряет процесс расслоения топлива, что негативно сказывается на всей системе.
Приобретайте присадки для дизельного двигателя только в проверенных местах. При покупке некачественных средств вы можете попасть на серьезный ремонт двигателя.
Не частите с применением присадок к топливу, так как это создает дополнительную нагрузку на силовой агрегат.