Сущность и причины появления задиров на металле

Задиры – это повреждения поверхностей трения, которые появляются из-за формирования прочных связей между конструкционными материалами двух деталей (их точечного сваривания) и представляют собой отслаивания, впадины и трещины.

Частицы более мягкого материала или менее подвижной детали смещаются и переносятся на сопряженную поверхность. Усугубляют проблему высокие нагрузки и перегрев. Часто встречается проблема образования задиров на механизмах в период их обкатки, а также при осуществлении посадок с натягом.

Сильно подверженной задирам является нержавеющая сталь. Особенности ее состава, а именно высокое содержание легирующих компонентов, препятствует образованию на поверхности оксидной пленки. Отсюда следует повышенное трение при относительном перемещении деталей и с их последующим разогревом и пластической деформацией.

Задиры приводят к преждевременному изнашиванию деталей и другим негативным последствиям в зависимости от типа узла, на котором они появились.


Задиры на поверхности цилиндра


Например, задиры на крепеже приводят к усложнению или невозможности демонтажа соединений, из-за задиров на цилиндрах двигателей внутреннего сгорания снижается компрессия, повышается расход масла, падает мощность агрегата.


Противозадирные смазки: характеристики, принцип работы, виды

Чтобы предотвратить прямой контакт металлов и исключить их повреждение, применяются специальные противозадирные смазки разных видов.

Они предназначены для эксплуатации в тяжелых условиях: при высоких нагрузках и температурах, скоростях перемещения.

Разделительный слой, формируемый противозадирными смазочными веществами, снижает трение между сопряженными поверхностями, исключает их перегрев, предотвращает прямой контакт материалов и их схватывание.


Нанесение противозадирной смазки на ходовой винт


Для работы в сложных условиях в состав смазок кроме противозадирных вводятся другие специальные присадки, повышающие их эксплуатационные характеристики – термостойкость, устойчивость к высоким нагрузкам.

Применение последнего вида присадок достаточно актуально в составах противозадирных смазок, так как они имеют свойство выдавливаться при высоких нагрузках и контактных давлениях.

Как показывает практика, выдавливанию наименее всего подвержены материалы на основе высокодисперсных твердых смазочных веществ.

Более высокими противозадирными и другими эксплуатационными свойствами, чем у пластичных смазок, характеризуются пасты и антифрикционные покрытия. В них содержание твердых смазочных компонентов достаточно высоко.


Противозадирная паста

Противозадирная паста – это смазочный материал на основе базового масла, загустителя и функциональных добавок с высоким содержанием твердого смазочного вещества или композиции таких веществ.

Одной из наиболее эффективных противозадирных паст является Modengy 4002. Она содержит дисульфид молибдена – более 30 процентов состава.


Противозадирная паста MODENGY 4002 для сборки, приработки и смазывания


Благодаря отличным эксплуатационным свойствам она применяется во многих узлах с парами трения «металл по металлу»: резьбовых соединениях, прессовых посадках, зубчатых зацеплениях, шлицах, ходовых винтах и многих других тихоходных тяжелонагруженных механизмах.



Она отлично смазывает узлы, склонные к задирам, в том числе и из нержавеющей стали.

Характеристики противозадирной пасты:

  • Высокие противозадирные свойства и несущая способность
  • Отличная адгезия – сцепление с металлом
  • Низкий коэффициент трения (0,05-0,08 в паре «сталь-сталь»)
  • Термостойкость (до +450 °С; при ограниченном доступе воздуха – до +600 °С)
  • Водостойкость

Противозадирная паста не только позволяет снизить трение и исключить схватывание металлов, но и используется для защиты от фреттинг-коррозии, облегчения прессовых посадок, монтажа соединений, приработки.


Смазочное покрытие с противозадирными свойствами

Эффективную долговременную смазку и защиту от задиров обеспечивают антифрикционные твердосмазочные покрытия.

Они содержат в себе большое количество высокодисперсных тверосмазочных компонентов и формируют на деталях тонкий сухой слой.

Особенностями покрытий также является длительный срок службы (не требуют обновления на протяжении всего ресурса деталей), широкий диапазон рабочих условий (эффективно работают при воздействии химикатов, высокой запыленности, больших нагрузок и др.).

Отличным примером работы твердых противозадирных смазок является нанесение Modengy 1001 на нержавеющий крепеж.

Применение покрытия на нержавеющем крепеже

Формируемая тонкая разделительная пленка эффективно изолирует витки резьбы, полностью исключая схватывания и задиры, облегчает процесс монтажа и демонтажа.