Карданный вал – это механизм, который передает крутящий момент от коробки передач или раздаточной коробки к редукторам ведущих мостов. Чаще всего он используется в задне- и полноприводных автомобилях.

Карданная передача в процессе работы испытывает большие нагрузки. Главным образом, они приходятся на крестовину кардана и шлицевые соединения.

Определенного регламента технического обслуживания этого узла в легковых машинах нет – все зависит от условий эксплуатации автомобиля. Если поездки выполняются по плохим дорогам, на участках с песком и лужами, ТО придется проводить чаще.


Карданный вал


Несвоевременное обслуживание карданного вала приводит к ускоренному износу его деталей. Он вызывается дефицитом смазки и проявляется следующими признаками:

  • Шум (хруст, щелчки) при движении автомобиля – особенно на старте
  • Тряска на высоких скоростях – ощутимые вибрации возникают уже при 60 км/ч

Игнорировать эти явления нельзя, так как даже небольшие неполадки могут привести к ухудшению управляемости автомобиля и созданию аварийных ситуаций.

Выбор смазки для карданного вала

Смазка для карданного вала должна обладать рядом свойств, которые позволят ей долгое время находится в зоне трения и выполнять защитные функции.


Основные из них:

  • Водостойкость
  • Отличные антикоррозионные свойства
  • Работоспособность в широком диапазоне температур
  • Хорошая адгезия (например, масло не подходит для крестовин, так как быстро вытекает из зоны трения)
  • Высокая коллоидной стабильность (даже после размягчения смазка должна снова восстанавливать структурный каркас)

Некоторые автолюбители выбирают смазку для карданного вала, руководствуясь только ее цветом. Однако этот подход в корне неверен. Использование цветовых пигментов в составе смазочного материала – лишь маркетинговый ход.

Большинство автопроизводителей прямо указывают, смазку какой марки необходимо использовать для деталей кардана. Если подобная информация не предоставлена, можно пользоваться универсальными составами.

Ниже приведены несколько наиболее популярных смазок для карданного вала.


Смазка для карданных валов EFELE


Смазка для карданных валов EFELE


Специализированная пластичная смазка на базе литиевого комплекса для крестовин и шлицевых соединений карданных валов. Специальный пакет присадок с противозадирными компонентами обеспечивает защиту деталей от износа и заклинивания в условиях высоких нагрузок. Благодаря отличной адгезии смазка не вымывается водой и обеспечивает защиту от коррозии.

Диапазон рабочих температур продукта – от -30 до +160 °С, а температура каплепадения составляет >250 °С. Материал выпускается в 400-граммовых картриджах, которые подходят практически для всех смазочных пистолетов.


Liqui Moly Mehrzweckfett


orig.jpg


Одна из известных зарубежных смазок для крестовин карданного вала. По заявлению производителя она предназначена для карданных крестовин, работающих при нормальных нагрузках, средних и высоких температурах.

Состав на основе литиевого мыла имеет желто-коричневый цвет. Он обладает отличной водостойкостью и высокой адгезией, служит в широком диапазоне температур (от -30 до +125 °С). Температура каплепадения смазки составляет +190 °C.

Liqui Moly Mehrzweckfett соответствует немецкому индустриальному стандарту DIN 51502 К2К-30. Продукт реализуется в упаковках 400 мл, 5 литров и 25 литров.


Смазка «158»


orig (1) 2.jpg


Данная литиево-кальциевая смазка на основе вязкого авиационного масла МС-20 была разработана в СССР в конце 1970-х годов. Изначально она предназначалась для закладки в крестовину автомобилей, которые длительное время стояли на консервации (например, в военной технике, грузовиках и даже танках).

Основное преимущество смазки «158» – способность не изменять агрегатное состояние (не комковаться) в течение длительного времени. В настоящее время этот материал производят различные предприятия стран СНГ: Agrinol, Лукойл, ЭкспертОйл, Ойлрайт, Ravenol и др.

В соответствие с описанием, смазка «158» может использоваться для обслуживания автотракторного электрооборудования (генераторов, стартерах, магнето). В течение нескольких лет она обеспечивает работу подшипников качения без смены. Кроме того, продукт закладывают в игольчатые подшипники карданных шарниров непостоянной угловой скорости.

Рабочий температурный диапазон смазки составляет от -40 °С до +120 °С, допускается ее кратковременный перегрев. Температура каплепадения – +132 °С.


Mobil Mobilgrease XHP 222


Screenshot_5-2.png


Синяя смазка на основе литиевого комплекса. Судя по описанию производителя, может использоваться не только в автомобильном транспорте, но и в различных промышленных механизмах. Предназначена для применения в антифрикционных подшипниках, компонентах шасси, крестовинах карданов, шаровых соединениях и подшипниках ступиц автомобилей с дисковыми тормозами.

Диапазон рабочих температур Mobil Mobilgrease XHP 222 составляет от от -25 °С до +150 °С (допускается кратковременный подъем до +175 °С). 

Самый популярный реализуемый объем – картридже 395 мл.


ABRO Super Red


ABRO Super Red


Красная литиевая смазка для карданных узлов. Может использоваться не только в автомобильной, но и в промышленной технике, а также водном транспорте. Подходит для смазывания шариковых и роликовых подшипников, шаровых соединений, водяных помп, рулевых тяг, деталей подвески, подвижных и скользящих механизмов, работающих в сложных условиях и на открытом воздухе. Ликвидирует скрип и устраняет заклинивание.

В состав смазки входит нефтяное масло, литиевое мыло 12-гидроксистеариновой кислоты, антиокислительные и вязкостные присадки. Температуру вспышки ABRO Super Red составляет +204 °С, а точка каплепадения – +163 °C.

Материал выпускается на территории США в картриджах объемом 400 мл.

Процесс смазывания деталей карданного вала


Нагнетание смазки в крестовину карданного вала


Большинство автовладельцев смазывают кардан, не снимая его. Добраться до него можно, поставив автомобиль на яму или подъемник.

Подготовьте рычажный шприц с насадкой. Чтобы его можно было одеть на пресс-масленку крестовины, проверните кардан так, чтобы она смотрела вниз или в сторону.

Очистите пресс-масленку от грязи, чтобы в момент смазывания она не попала внутрь узла. Снимите защитный колпачок и шприцуйте крестовину до тех пор, пока вся старая смазка не выдавится (должна появиться свежая).

Шлицевую часть кардана шприцуют двумя способами. В первом случае смазку вводят до того момента, пока она не начнет выходить. При наличии вставки на шлицах и маленьких зазорах делают не более 2-3 нажатий на шприц (смазка не должна проникнуть внутрь самого вала). Излишки материала удаляют ветошью.