Ремень привода газораспределительного механизма (ГРМ) отвечает за синхронизацию коленчатого и распределительного валов. Таким образом обеспечивается точное совпадение рабочих тактов двигателя: клапаны открываются и закрываются именно в те моменты, которые соответствуют тому или иному положению поршня.

Когда топливо в цилиндре воспламеняется, поршень уходит вниз и проворачивает коленвал. Последний через ремень ГРМ синхронно вращает распредвалы, управляющие клапанами: впускные и выпускные клапаны открываются и закрываются попеременно. И так во всех четырех тактах.

Рассинхронизация этого процесса нарушает работу двигателя: появляются сложности с запуском силового агрегата, вибрации, провалы тяги, потеря мощности и т.д. Такое происходит, когда ремень растягивается, и его зубцы перескакивают на шкивах относительно правильного положения. При перескоке на много зубьев или при обрыве ремня ГРМ на некоторых моделях двигателей происходит удар поршня по клапанам, что может повлечь за собой загиб клапанов и шатуна. Если это происходит при высоких оборотах, то может повлечь за собой выход из строя всей ГБЦ.


Достаточно серьезной проблемой является заклинивание роликов ремня натяжения ГРМ. Чаще всего она бывает вызвана недостатком смазки в подшипниках и приводит к разрыву ремня.


В зависимости от модели автомобиля роликов ремня может быть 1, 2 или более. Каждая деталь представляет собой шкив, установленный на шариковом подшипнике закрытого типа. При включении двигателя ремень начинает вращаться и прокручивает ролик.

Устройство и принцип работы привода ГРМ представлены на рисунке ниже (1 – зубчатый шкив коленчатого вала, 2 – ремень привода ГРМ, 3 – натяжной ролик, 4 – зубчатый шкив распределительного вала, 5 – зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости).


Устройство

Выбор смазки для натяжных роликов ремня ГРМ

Натяжные ролики в процессе работы могут нагреваться до +120 °С, поэтому для их смазывания подходят составы, выдерживающие высокие нагрузки и температуры. Наиболее рекомендуемы и популярны смазки, загущенные литиевыми или кальциевыми мылами.


Чтобы определить, какой именно материал использовать для подшипников роликов ГРМ, необходимо ознакомиться с его характеристиками и проверить, соответствуют ли они рабочим условиям.


Ключевыми моментами при выборе смазки являются:

  • Сохранение вязкости при разных температурах: подшипники могут запускаться при -50 °C в холодных регионах и нагреваться до +120 °C, поэтому смазка не должна затвердевать при охлаждении и вытекать при экстремальном повышении температуры
  • Содержание присадок и их тип: смазка обязательно должна содержать антикоррозийные и противозадирные присадки
  • Устойчивость к вымыванию: попадание воды в газораспределительный механизм не исключено, поэтому смазка должна быть водостойкой
  • Точка каплепадения: чем она выше, тем более высокие температуры может выдержать смазка; для скоростных подшипников этот показатель не должен быть ниже +150 °С
  • Химическая стойкость: ингредиенты смазывающего состава не должны разлагаться и образовывать окислы при нагреве; эти процессы приводят к быстрой потере смазывающих и защитных свойств

Как смазать ролик?


Смазанный подшипник ролика натяжителя ремня


Обычно ролики ремня ГРМ не снимают с целью смазывания – только в случае необходимости замены.

Досмазать ролик можно и без демонтажа – для этого подготовьте отвертку с плоской насадкой и 2-кубовый медицинский шприц.

Подденьте отверткой пыльник ролика и снимите его. Заполните смазкой половину шприца. Введите его носик в зазор и начните выдавливать состав по кругу, пока она не станет выходить наружу.

Затем заведите двигатель, чтобы смазка равномерно распределилась по всему подшипнику.

При использовании методики, предполагающей снятие ролика, вначале открутите защитную крышку. Далее при помощи одетой на удлинитель головки ослабьте контргайку ременного натяжителя.

Снимите ролик и отсоедините от него пыльник. Промойте деталь растворителем или керосином. Заложите смазку под все шарики, прокручивая каждый из них. В данном случае удобнее выполнять операцию вручную. После смазывания произведите сборку узла в обратном порядке.