Одним из самых популярных и востребованных бытовых приборов является стиральная машина. Без нее сложно представить себе домашнее хозяйство, а тем более работу прачечных.

За герметичность подшипникового узла стиральной машины отвечает сальник, установленный на втулку шкива. При сборке конструкции уплотнительный элемент обрабатывается специальной смазкой для стиральных машин. Это помогает резине оставаться эластичной и не растрескиваться со временем.


В этом статье мы рассмотрим не только вопрос смазывания сальников, но и историю появления стиральных машин, их виды и требования к обслуживанию.

История появления и совершенствования стиральных машин

Примитивные стиральные машины представляли собой деревянный ящик с подвижной рамой. Серийное производство моющих устройств с ручным приводом было запущено в 1907 году Уильямом Блекстоуном (по некоторым версиям – Натаниэлом Бриггсом).

Первая автоматическая стиральная машина появилась в США в 1949 году.

В СССР электрические устройства для стирки текстильных изделий начали выпускать в начале 1950-х годов на Рижском электромашиностроительном заводе. Они имели один бак с активатором, позволяя производить только 2 операции – стирку и полоскание. Отжим белья производился на ручных вальцах, установленных над баком. Подогревать, наливать, сливать воду, засыпать моющее средство, контролировать длительность стирки требовалось вручную.


Одна из первых стиральных машин в СССР производства 1955 года


Полуавтоматические стиральные машины в СССР появились в 1960-е годы. Устройства имели 2 бака: основной для стирки и полоскания и центрифугу для отжима. Длительность операций задавалась с помощью специального реле. В начале 1970-х появились барабанные стиральные машины типа «Эврика», в которых все операции выполнялись в одном барабане.

Первый «автомат» – «Волга-10» – был разработан в СССР в 1975 году. А с 1981 года в массовую продажу поступила знаменитая «Вятка», производившаяся по лицензии фирмы Merloni (сегодня Indesit).

Виды стиральных машин

По типу основного рабочего органа стиральные машины делятся на активаторные, барабанные и ультразвуковые.

Наибольшее распространение получили барабанные устройства – благодаря автоматизации всех процессов, более бережной стирке, экономии воды и моющего средства. Работа таких машин происходит при минимальном участии человека: необходимо только загрузить вещи, засыпать моющее средство и выбрать программу стирки.

Активаторные машины снабжены вращающимся валом с лопастями или диском, обеспечивающими перемешивание при стирке. Ось активатора выходит из бака и приводится в движение электродвигателем.

Ультразвуковые стиральные машины внешне походи на сушку для обуви: они имеют компактные размеры и воздействуют на загрязнения с помощью ультразвука 22-30 кГц. Аппараты помещаются в емкость с водой и бельем, а затем подключаются в розетку.

По степени автоматизации существуют автоматические и полуавтоматические стиральные машины. Первые оснащены программным управлением, вторые имеют только таймер для установки времени стирки. Некоторые модели «автоматов» не просто выполняют работу по заданной программе, но и оценивают количество воды и моющего средства, температуру стирки и скорость отжима.

По способу загрузки белья машины подразделяются на вертикальные и фронтальные. Вертикальными обычно бывают активаторные устройства. Барабанные могут иметь как фронтальную, так и вертикальную загрузку.


Стиральные машины с фронтальной загрузкой


Другими критериями классификации стиральных машин являются:

  • Вместительность бака (вес загружаемого сухого белья)
  • Сфера применения (в быту или прачечных)
  • Метод установки (на пол, на стену, непосредственно в емкость с бельем)

Для чего стиральной машине сальник?

Несмотря на совершенствование технологий стирки, снижение шума и сокращение расхода энергии устройство основного рабочего органа стиральной машины – барабана (бака) – остается практически неизменным. Важнейшим элементом его конструкции является сальник – он служит для защиты подшипника от попадания воды из бака.


Подшипники и сальник стиральной машины

Если не использовать смазку для стиральных машин и периодически не менять сальник, подшипниковый узел может быстро выйти из строя.

Требования к смазкам для стиральных машин


Ведущие производители стиральных машин на этапе их сборки используют силиконовые смазки. Материалы с данной основой обладают всеми необходимыми свойствами для обеспечения долговечной и бесперебойной работы техники:

  • Устойчивостью к смыванию водой
  • Совместимостью с эластомерами (в частности, с натуральной резиной – NR)
  • Достаточно густой консистенцией (чтобы не вытекать из узла)
  • Длительной работоспособностью при повышенных температурах
  • Высокими уплотнительными и герметизирующими свойствами

Все вышеперечисленные характеристики присущи Смазке для стиральных машин EFELE от компании «Эффективный Элемент».


Смазка для стиральных машин EFELE


Она изготовлена на основе высоковязкого (60 000 сСт при +25 °С) силиконового базового масла и неорганического загустителя.

Смазка надежно защищает сальники стиральных машин от деформации и разрушения, поддерживает их уплотнительные свойства. Она не смывается водой и выдерживает температуры до +200 °C, совместима с большинством пластмасс и эластомеров.

Признаки износа сальника


Некоторые признаки могут косвенно указывать на износ сальника или неисправность всего подшипникового узла:

  • Посторонние звуки при работе стиральной машины (стук, скрежет и т.п.)
  • Сильная вибрация устройства
  • Люфт барабана или его выход из строя

Изношенный подшипник и сальник


При возникновении хотя бы одного из указанных явлений необходимо оценить состояние сальника и подшипника. Для этого машина отключается от сети, производится демонтаж ее верхней крышки, а также передней и задней панели.

Затем снимаются противовесы, отсоединяются патрубки, шланги, проводка, разъемы, ремень двигателя, а также другие крепления бака. Вытаскивается дозатор для моющих средств и панель управления.

После извлечения бака барабан выбивается из него путем нескольких ударов по втулке. Сальник вынимается путем поддевания отверткой. Сильно изношенный, потерявший форму уплотнитель подлежит обязательной замене.

Новая деталь перед монтажом обрабатывается тонким слоем смазки – сначала с внешней стороны, а затем, после установки на место, внутри (при помощи шприца).


Смазывание сальника позволяет обеспечить дополнительную герметизацию узла и качественную работу стиральной машины на протяжении длительного времени.