Дисульфид молибдена: основные характеристики, достоинства и недостатки вещества

Дисульфид молибдена – это химическое соединение молибдена с серой (MoS2). Он представляет собой кристаллический порошок темного цвета. Высокодисперсные частицы дисульфида молибдена выступают в качестве сухого смазочного вещества.

Данный элемент не растворяется в воде, обладает инертностью к кислотам и щелочам. Сохраняет стабильность при нагреве до +350 °C в окислительных средах, выше – в вакууме.

По своей слоистой структуре дисульфид молибдена напоминает еще один распространенный твердосмазочный материал – графит. Однако MoS2 характеризуется меньшим коэффициентом трения.

Этот материал оптимально подходит для использования в качестве наполнителя противозадирных смазок, так как надежно разделяет сопряженные поверхности узлов трения, препятствуя их прямому контакту и схватыванию. Он заполняет все микронеровности детали, сглаживая ее. За счет этого достигается минимальный коэффициент трения.


Дисульфид молибдена


Изначально частицы дисульфида молибдена широко использовали для обеспечения антиаварийного смазывания. Их добавляли в масло, после вытекания или испарения которого порошок продолжал выполнять антифрикционные функции и снижать износ механизмов.


Дисульфид молибдена сегодня – один из самых распространенных твердосмазочных компонентов. Он используется самостоятельно в виде порошка, добавляется в жидкие и густые смазки, пасты, становится основой антифрикционных твердосмазочных покрытий.


Коэффициент трения MoS2 увеличивается при контакте с водой. Потому его не рекомендуется применять для смазывания узлов, функционирующих в условиях повышенной влажности.


Смазка с дисульфидом молибдена: назначение и характеристики

Смазка с дисульфидом молибдена – это темно-серая пластичная масса. Она образует на деталях тонкий слой, который разделяет поверхности и минимизирует трение в узле.

Твердое смазочное вещество равномерно распределено в базовом масле с загустителями и функциональными добавками. MoS2 совместим практически со всеми известными и широко используемыми на сегодня загустителями.


Дисульфидмолибденовые смазки незаменимы для смазывания узлов, работающих при высоких механических и ударных нагрузках, температурах, в вакууме, при воздействии радиации и агрессивных сред.


Термостойкость и другие эксплуатационные характеристики смазки во многом зависят от используемых загустителей и базовых масел.

Эффективнее пластичных смазок работают пасты на основе дисульфида молибдена. 

Эти материалы отличаются количеством содержащегося в составе твердого вещества – пасты могут содержать до 60 % твердой смазки, в то время как доля твердого вещества в смазке составляет примерно 2 %. Необоснованное увеличение доли дисульфида молибдена может повлечь за собой негативные последствия, поэтому разработка составов должна осуществляться профессионалами. Кроме того, все составы различаются используемыми базовыми маслами, функциональными добавками.

Эффективная паста с дисульфидом молибдена была разработана компанией «Моденжи», которая специализируется на производстве смазочных материалов.

Modengy 4002 – концентрированная противозадирная паста на основе MoS2 . Композиции твердых смазок отводится до 30 % состава смазочного продукта.


Modengy 4002


Назначением пасты является облегчение монтажа, приработки и смазывание.



Она способна обеспечить минимальное трение в тяжелонагруженных механизмах, эффективное смазывание пар трения, склонных к заеданию (высоколегированные стали), предотвратить возникновение задиров и других повреждений при монтаже и демонтаже соединений, защитить от фреттинг-коррозии и повысить срок службы оборудования.


Паста не смывается водой, выдерживает высокие нагрузки и температуры, предотвращает возникновение задиров, имеет низкий коэффициент трения, обладает продолжительным ресурсом и отлично удерживается на поверхности металла.


Отличные эксплуатационные свойства делают пасту одним из самых эффективных смазочных материалов на основе дисульфида молибдена.

Подбор смазочного состава должен быть профессиональным и учитывать условия работы оборудования (нагрузки, скорости), класс чистоты поверхностей деталей. В одних узлах может быть использована смазка с содержанием мельчайших твердых частиц, в других допустимы и предпочтительны более крупные вещества для заполнения неровностей поверхностей с высокой шероховатостью.