Каждый автовладелец знает, что исправно работающий стартер – гарантия стабильной работы автомобиля. Стартер представляет собой мощный электрический двигатель постоянного тока, служащий для запуска ДВС. Он является одним из самых ответственных энергоемких компонентов электрической системы автомобиля. После поворота ключа в замке зажигания ток от аккумуляторной батареи поступает через реле на обмотки стартера, ротор которого начинает вращать коленвал двигателя.

Устройство стартера рассматривается на нижеприведенной схеме.

продукты Molykote для стартера

1. Корпус стартера
2. Вал якоря стартера
3. Шестерня привода с муфтой свободного хода
4. Рычаг привода шестерни обмотки тягового реле
5. Якорь тягового реле
6. Контактная пластина
7. Контактные болты
8. Обмотки стартера
9. Якорь стартера
10. Коленчатый вал двигателя
11. Зубчатый венец маховика


Срок эксплуатации стартера примерно в два раза меньше срока службы двигателя и составляет в среднем 5-6 лет. 

Невысокие ресурсные показатели могут быть обусловлены следующими распространенными проблемами.

  • Стартер подвергается эффекту "лавинных" поломок. Если в цепи появляется дефект электропитания, то стартеру не хватает мощности, чтобы провернуть вал двигателя. В результате между коллектором и щетками появляется электрическая дуга, выжигающая коллектор

  • При долгой эксплуатации стартера интенсивно изнашиваются втулки и чрезмерно разогревается обмотка, что в результате может привести к порче изоляции

  • Вал якоря вращается во втулках стартера. В случае выхода втулки из строя начинается неравномерное вращение и биение вала. В итоге зубья венца маховика и планетарный механизм разбиваются, и якорь начинает бить по статору. В этом случае неизбежна его замена, а возможно, будет необходима и замена венца маховика

Не только автомобили с пробегом, но и новые машины нуждаются в своевременной профилактике и диагностике неисправностей стартера.

Для нормальной работы узлов стартера немаловажное значение имеет качество их смазки, которая закладывается как при производстве, так и при дальнейшем техническом обслуживании автомобиля.

В линейке продукции EFELE от компании "Эффективный Элемент" имеются эффективные смазочные материалы для обеспечения надежной работы и решения проблем наиболее ответственных узлов стартера.

Смазки EFELE для узлов стартера

Для смазки валов шлицевого соединения успешно применяется универсальная смазка EFELE MG-212.

Данный смазочный материал содержит в своем составе минеральное масло, твердые смазочные вещества (дисульфид молибдена), литиевое мыло, а также противозадирные присадки. Рабочий температурный смазки варьируется от -30 °C до +120 °C. Продукт выдерживает кратковременное повышение температуры до +150 °C.

EFELE MG-212 успешно используется также для подшипников стартера, предотвращая скачкообразные движения и коррозию.


Для исправной работы планетарного редуктора рекомендуется применять низкотемпературную смазку EFELE SG-321.

Синтетическая смазка EFELE SG-321 может применяться для промежуточных передач стартерных двигателей. Она снижает шум редуктора и работает в широком диапазоне температур (от -55 °C до +150 °C).

EFELE SG-321 обладает высокими антикоррозионными свойствами и антиокислительной стабильностью. Смазка устойчива к вымыванию водой, совместима с пластмассами и эластомерами.