Одной из основных операций по продлению срока службы металлических изделий в автомобильной и других отраслях промышленности является нанесение на заготовки перед покраской (либо вместо нее) катафорезного грунта.

Катафорез постепенно вытесняет другие методы защиты деталей, так как обладает высокой эффективностью и относительной дешевизной технологического процесса.

Катафорезный грунт создает на поверхностях матовое с небольшим глянцем высокопрочное полимерное покрытие, цвет которого варьируется от белого до черного.


Преимущества катафорезного грунта

Основным преимуществом катафорезного грунта на поверхностях металлических деталей являются высокие антикоррозионные свойства.

Катафорезный грунт наносится однократно и должен защищать детали от коррозии на протяжении всего срока их эксплуатации.

Чтобы обеспечить наилучшую защиту от коррозии, катафорезный слой наносится на фосфатный. Пленка фосфатов также повышает адгезию верхнего слоя, износостойкость и твердость металла.

Также к преимуществам катафорезного грунта относятся:

  • Равномерность – в процессе нанесения грунта методом электроосаждения на изделиях формируется тонкий слой одинаковой толщины на любом участке
  • Экологичность – в составе грунтовки не используются свинец и другие вещества, которые оказывают неблагоприятное воздействие для внешней среды
  • Высокая адгезия – грунтовка прочно удерживается на поверхности, не склонна к сколам и отслоениям
  • Высокая проникающая способность, прочность и химическая инертность
  • Длительный срок службы

Слой катафорезного грунта заполняет все мелкие полости даже на деталях сложной формы, благодаря чему формируется целостное покрытие, устойчивое к влиянию негативных факторов.


Подготовка кузова авто к покраске

Рис. 1. Подготовка кузова авто к покраске


Катафорезный грунт: из чего состоит и как наносится

Основой катафорезного грунта является полимерный пленкообразователь. Как правило, это эпоксидная модифицированная смола.

Пленкообразователь смешивается с пигментом и добавками для формирования равномерного слоя, после чего распределяется в резервуаре, заполненном деминерализованной водой, смесью уксусной и бутиловой кислот.

Чтобы на поверхности детали не образовывались кратеры при условии случайного попадания на нее посторонних частиц, остатков масла, металлической стружки и др., в состав грунта вводится специальная добавка, препятствующая кратерообразованию. Также существуют другие компоненты, предупреждающие появление дефектов и позволяющие получить равномерное качественное покрытие.

Окрашивание осуществляется методом погружения подготовленных изделий в резервуар. Для этого детали закрепляются на подвеске, которая перемещает их по технологической линии.


Осаждение пигмента происходит под действием электрического тока. Изделию придают отрицательный заряд, к ванне подключают источник положительного заряда.


Противоположно заряженные частицы под действием тока притягиваются, грунт закрепляется на изделиях тонким равномерным слоем.

Чтобы пигмент оседал только на детали, но не задерживался на подвеске, на нее наносится антиадгезионное покрытие Modengy 1014. Оно придает оборудованию темно-серый цвет.


MODENGY 1014 после испытаний на линии катафорезного окрашивания. Отложений пигмента не обнаружено

Рис. 2. Modengy 1014 после испытаний на линии катафорезного окрашивания. Отложений пигмента не обнаружено


Оно позволяет решить распространенную проблему обрастания подвески пигментом, которая приводит к необходимости затрат времени на очистку деталей. Иногда приходится останавливать технологический процесс для удаления отложений.

Разделительное покрытие препятствует оседанию пигмента на подвеску, оно также защищает поверхности от коррозии и влияния кислот.


Оседание пигмента на подвеске

Рис. 3. Оседание пигмента на подвеске 


После нанесения методом окунания лишние частицы пигмента, которые осели на поверхности детали, но не закрепились на ней, смываются в резервуаре с деминерализованной водой.

После выдержки на воздухе для отверждения связующего-пленкообразователя детали отправляются в печь при температуре около +200 °С.


Как подготовить детали под нанесение катафорезного грунта?

Чтобы получить высококачественный катафорезный грунт, который прослужит на протяжении всего срока эксплуатации изделия, необходимо тщательно подготовить деталь к его нанесению.

Для этого поверхность очищается до голого металла, если на ней были какие-либо покрытия – грунтовочные либо другие.

Также удаляется вся ржавчина и оксидные пленки, чтобы улучшить сцепление с поверхностью. Для этого используют обработку абразивом, например песком мелкой фракции.

После этого детали тщательно обезжириваются, осуществляются травление ортофосфорной кислотой, промывка, активация, фосфатирование, пассивация.

Это полный список операций по подготовке поверхности, на некоторых линиях катафорезного грунтования могут проводится не все работы из перечисленных в зависимости от особенностей технологического процесса.