Назначение и принцип действия компрессора грузового автомобиля

За нагнетание воздуха в тормозную систему грузовика отвечает компрессор. Он представляет собой одноцилиндровый или двухцилиндровый агрегат, сжимающий воздух за счет возвратно-поступательных движений поршня.

Кислород поступает в компрессор через впускной клапан. После этого он проходит через фильтр и попадает в рабочую группу. После сжатия воздух скапливается в ресиверах и подается в необходимые системы.

При полном заполнении баллонов давление внутри компрессора повышается и излишки воздуха отправляются в атмосферу через выпускные отверстия.


Компрессор грузовика


Рис. 1. Компрессор грузовика


Компрессоры грузовиков редко выходят из строя при их грамотном техническом обслуживании.

Самая распространенная причина поломок компрессора – несвоевременное восполнение расходных материалов. Низкий уровень охлаждающей жидкости приводит к перегреву и заклиниванию устройства. Недостаточное смазывание вызывает усиленное трение деталей и их ускоренный износ.

Между элементами цилиндро-поршневой группы отмечается высокий коэффициент трения. При износе поршней работа компрессора грузовика сопровождается стуком и скрежетом металла. Продолжительное функционирование компрессора с поврежденными деталями приводит к недостаточному нагнетанию воздуха и, следовательно, к отказам тормозной системы.

При длительной эксплуатации компрессора истираются прокладки, уплотнения, пластины, загрязняются и выходят из строя клапаны и фильтры. Их целостность также значительно сказывается на производительности нагнетателя.

Определение причины поломки и восстановление функциональности компрессора лучше доверить специалистам сервисного или ремонтного центра.

Ремонт компрессора грузовика


Стандартные мероприятия по восстановлению компрессора:

  • Демонтаж
  • Выявление причины поломки
  • Мойка и пескоструйная обработка деталей
  • Расточка и хонингование цилиндра
  • Замена или реставрация изношенного поршня
  • Шлифовка
  • Замена расходных материалов
  • Установка запчастей взамен изношенных
  • Сборка компрессора
  • Проверка функционирования на специальном оборудовании

Самым длительным и затратным этапом является работа с поршнями. Новые детали устанавливают при наличии серьезных повреждений геометрии элементов: больших трещин, сколов, царапин.

Если на поршнях есть немногочисленные задиры и небольшие повреждения, поверхность реставрируют с помощью наплавки.

После ремонтных работ на поршни наносят разделительный слой, снижающий коэффициент трения деталей. Для этой цели используют антифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY Для деталей ДВС на основе дисульфида молибдена и графита. Оно создает на поверхности поршня стойкий слой темно-серого цвета, препятствующий образованию задиров и схватываний, предотвращающий прерывистое движение детали, сокращающий потери на трение.


Поршни компрессоров грузовиков дои после нанесения защитного покрытия


Рис. 2. Поршни компрессора с защитным покрытием


Расточка цилиндра позволяет устранить его повреждения. Восстанавливается форма цилиндра, создается оптимальный зазор между ним и поршнем, выравнивается центр. Расточка производится механическим способом с помощью специальных резцов. Слой снимаемого металла не должен превышать 0,4 миллиметра.

После расточки проводится хонингование для придания нужной шероховатости поверхности цилиндра.

Рекомендации по продлению срока службы компрессора


Для увеличения периода между ремонтными работами необходимо придерживаться определенных правил:

  • По возможности проводить осмотр компрессора при каждом техническом обслуживании транспортного средства, проверять подаваемое давление и герметичность системы
  • Своевременно пополнять количество охлаждающего и смазочного материала
  • Защищать поршневую группу от износа с помощью разделительных покрытий
  • Очищать фильтры и клапаны от загрязнений
  • Менять запчасти по мере необходимости
  • Не пытаться самостоятельно починить компрессор без наличия определенных навыков