Российская авиация: история развития и современное состояние отрасли

Началом развития отечественного самолетостроения принято считать 20 век. Незадолго до этого были созданы первые общества воздухоплавания.

Первым летательным аппаратом тяжелее воздуха, способным к пилотируемым полетам, является самолет Можайского. Это изобретение по праву называют точкой отсчета российской авиации.

Позже стали испытываться летательные аппараты различных конструкций, открываться первые авиационные заводы на базе крупных транспортных машиностроительных комплексов. К началу Первой мировой войны парк военных самолетов СССР был самым крупным, а ко Второй мировой войне производственные мощности позволяли изготавливать несколько десятков самолетов в день.

В мирное время началось создание самолетов с реактивными двигателями, обладающих большими мощностью, скоростью и высотой полета, они стали выпускаться серийно.

После распада Советского Союза государственная поддержка развития авиации резко сократилась, финансирование отрасли уменьшилось, что стало препятствием дальнейшего развития самолетостроения.

Только спустя несколько лет после начала уменьшения темпов развития отрасль получила финансирование. Было создано несколько авиаперевозчиков, которые вскоре перешли в частное владение.

Изменения в законодательстве и поддержка производственных предприятий стали стимулом к развитию.

Российская авиация стала развиваться стремительными темпами, растет объем выручки предприятий авиационной промышленности, авиастроительные компании представляют все новые модели летательных судов на российских и международных выставках.

Производство самолетов: кто создает воздушные суда в России сегодня?

На современном этапе российские авиастроительные компании выпускают летательные аппараты различного назначения – пассажирские, учебные, легкие, военные, транспортные самолеты, беспилотные летательные аппараты, вертолеты.

Крупнейшими компаниями, осуществляющими производство самолетов и другой авиационной техники в России, являются две государственные организации: «Объединенная авиастроительная корпорация», в состав которой включаются самолетостроительные предприятия, и «Оборонпром», включающий крупные вертолето- и двигателестроительные компании.

Вертолеты также производит холдинг «Вертолеты России».

Техническое обслуживание самолетов

Высокая надежность и безопасность для находящихся на борту людей – главное требование к летательным аппаратам.

По мере увеличения мощности, скорости, высоты полета и других характеристик самолетов ужесточаются меры по обеспечению их штатной работы.

Одним из главных способов повышения безопасности работы самолетов является их периодическое плановое и внеплановое обслуживание. Они направлены на поддержание работоспособности эксплуатируемого воздушного судна и предупреждение отказов его оборудования.


Техническое обслуживание самолетов


Плановое обслуживание представляет собой контроль состояния узлов и механизмов самолета согласно утвержденному графику.

Внеплановое обслуживание обязательно проводится после возникновения чрезвычайных ситуаций, отказов одного или нескольких рабочих механизмов, ударов молний, неполадок при взлете или посадке и других случаях, способных повлечь за собой неблагоприятные последствия.

Плановое обслуживание российской авиации включает в себя два вида работ: предполетная подготовка судна и регламентное обслуживание.

Перед вылетом проводится заправка топливом, зарядка газами, проверка полной исправности всех систем самолета.

Послеполетное обслуживание включает в себя очистку фюзеляжа и постановку транспортного средства в специально отведенной для этой цели ангар.

Также осуществляются периодические ремонтные работы по мере необходимости восстановления и замены компонентов воздушных судов, замена масла, авиационных смазок.

В зависимости от вида применяемых смазок и узла, в котором они используются, замена смазок осуществляется с разной периодичностью. Некоторые материалы вовсе не нуждаются в обновлении на протяжении срока службы самолета – авиационные покрытия.

Они наносятся на этапе производства деталей самолета и выполняют свои функции без необходимости периодического обслуживания узлов. Они отличаются не только высоким ресурсом, но и отличными эксплуатационными характеристиками, позволяющими значительно продлевать срок службы механизмов и обеспечивать их работоспособность даже после длительного простоя.

Например, авиационное покрытие Modengy 1066 наносится на втулки скольжения самолета-амфибии, которые эксплуатируются в неблагоприятных условиях. Оно предназначено для снижения трения и износа, защиты от коррозии.

Втулки скольжения самолета-амфибии

Также авиационные покрытия применяются в самолетах малой авиации на юбках поршней двигателей. Modengy 1007 и Modengy 1003 снижают трение и износ даже при больших боковых усилиях при движении поршня и перекладке.


Авиационные покрытия изготавливаются на основе класса полимеров, обладающего высокой термостойкостью. Они характеризуются выдающимися физико-механическими и триботехническими свойствами.


Для проведения планового технического обслуживания выделяют так называемый парковый день.

Неиспользуемые воздушные суда, которые хранятся в специально отведенных для этого помещениях, также подвергаются обслуживанию для поддержания исправного состояния. Как минимум раз в год исправное воздушное судно совершает полеты.

Раз в полгода проводится сезонное техническое обслуживание, целью которого является перевод транспортного средства в летний либо зимний режим эксплуатации.

По мере повышения налета и времени эксплуатации проводят более тяжелые формы технического обслуживания. Их срок прописывается в регламенте технического обслуживания на каждый конкретный вид летательного аппарата.

Для проведения технического обслуживания за каждым самолетом закрепляется технический экипаж.