Неотъемлемым элементом тормозной системы является бачок с рабочей жидкостью. Он обеспечивает наличие достаточного количества тормозной жидкости (ТЖ) в контуре. Бачок герметично закрывается крышкой, поэтому гигроскопичная ТЖ не впитывает влагу.

Рассмотрим, где располагается емкость, как проверить уровень жидкости в ней и при необходимости заменить расходный материал.

Где находится бачок тормозной жидкости?


Бачок для тормозной жидкости находится в моторном отсеке автомобиля. Увидеть его можно, открыв крышку капота и посмотрев на главный тормозной цилиндр со стороны водителя.


Бачок тормозной жидкости


Легкая доступность емкости связана это с тем, что в процессе эксплуатации автомобиля уровень ТЖ следует периодически контролировать, доливать или менять жидкость.

Бачок чаще всего выполнен из прозрачного пластика. В некоторых моделях автомобилей он скрыт декоративными панелями, прочими узлами или деталями (например, сверху может быть размещен салонный фильтр, корпус которого легко снимается).

Найти элемент помогает техническое описание транспортного средства.

Проверка уровня и состояния жидкости

На наружных стенках бачка указаны две крайние точки, которые определяют минимальное и максимальное количество жидкости. Если уровень ТЖ ниже минимальной метки, значит необходима ее неотложная доливка, а также, по возможности, осмотр всех узлов тормозной системы на предмет утечки.


Чаще всего причиной снижения уровня тормозной жидкости являются повреждение бачка или соединительных узлов тормозной системы.


Чтобы оценить уровень и состояние ТЖ, следует открутить крышку бачка. Она бывает белого или желтого цвета – в зависимости от марки и модели автомобиля. Стоит обратить внимание на то, что зачастую на пробке находится инструкция по заливке жидкости, которой желательно неукоснительно следовать.

Состояние ТЖ можно определить двумя способами. Первый – электронным тестером, с помощью которого измеряется температура кипения жидкости. Показатели в пределах +165-175 °С считаются допустимыми для дальнейшей эксплуатации. Если же температура кипения меньше +165 °С, значит ТЖ пришла в негодность и нуждается в полной замене.


Проверка состояния тормозной жидкости ручкой-тестером


В отсутствии тестера судить о структуре тормозной жидкости можно по ее цвету. Свежая качественная ТЖ имеет светлый желтоватый оттенок.

При долгом использовании она начинает темнеть, что свидетельствует о снижении эксплуатационных характеристик ТЖ.

Правила доливки и замены

Перед доливкой или заменой тормозной жидкости припаркуйте автомобиль на ровной поверхности и отключите двигатель. На всякий случай активируйте стояночный тормоз.

Найдите бачок ТЖ. Прежде, чем открывать крышку, протрите ее чистой безворсовой ветошью (чтобы в свежую жидкость не попала грязь). Также проследите, чтоб педаль тормоза не была нажата в момент отрывания крышки. Это очень опасно, так как едкая субстанция может выплеснуться и повредить лакокрасочное покрытие кузова или ваши кожные покровы.

Если тормозная жидкость все же пролилась, ее нужно как можно скорее вытереть, а кожу тщательно промыть с мылом.


Доливка ТЖ


Если уровень тормозной жидкости находится ниже минимальной отметки, ее необходимо долить. Откройте крышку бачка и восполните недостающее количество ТЖ, пользуясь чистой лейкой. Следите за метками максимального и минимального уровня. Если они отсутствуют, бачок наполняйте на 2/3 объема.


Обратите внимание на цвет жидкости. Свежая имеет прозрачный желтоватый оттенок. Если ТЖ слишком темная (коричневая или почти черная), ее придется слить и заменить на новую.


Замена ТЖ


Слить и заменить тормозную жидкость будет несколько сложнее, чем просто долить ее в бачок. Перед началом работы рекомендуется ознакомиться с руководством по эксплуатации транспортного средства, а также найти себе помощника.

Приподнимите машину домкратом и снимите все колеса. Откройте бачок и налейте в него новую тормозную жидкость (даже если оставшаяся обесцветилась). Установите крышку на место.

При последующих действиях вам придется несколько раз сесть в автомобиль и выйти из него, периодически доливая в бачок ТЖ. При этом не забывайте, что нельзя снимать крышку бачка при нажатой педали тормоза, так как жидкость может хлынуть наружу.

Найдите сливные клапаны автомобиля. Ими оборудованы все тормозные суппорты сзади. Как правило, они похожи на болты с небольшим ниппелем (иногда на них одеты защитные резиновые колпачки).

Сливать отработанную жидкость обычно начинают с заднего колеса на противоположной от бачка с тормозной жидкостью стороне и двигаются в порядке удаленности от него. Однако для многих автомобилей необходимо придерживаться иного порядка, поэтому обязательно прочтите руководство пользователя.

Подключите клапан к прозрачной емкости для слива (например, пластиковой бутылке) при помощи трубки. В идеале тару следует держать выше уровня суппорта, чтобы через клапан в тормозную систему не попадал воздух.


Слив тормозной жидкости в бутылку


Слегка ослабьте клапан, чтобы жидкость еще не текла, но его было проще открыть. Попросите помощника несколько раз нажать на педаль тормоза (двигатель при этом должен быть отключен).

Когда давить на педаль станет сложнее, ослабьте сливной клапан так, чтобы по трубке начала стекать жидкость. При этом ваш помощник увидит, как педаль опускается к полу.

Прекратите сливать жидкость тогда, когда педаль пройдет 2/3 пути. Не допускайте полного опорожнения бачка, чтобы в систему не попал воздух. Проверяйте уровень ТЖ после слива на каждом колесе. Если потребуется, доливайте жидкость.

Повторяйте вышеуказанные действия, периодически наполняя бачок до нужного уровня, пока выходящая из клапана жидкость не станет прозрачной и без пузырьков воздуха. По завершении манипуляций надежно закрутите сливной винт.

Аналогичные действия проведите на всех колесах автомобиля. В конце понаблюдайте за уровнем жидкости в бачке, пока ваш помощник будет нажимать и резко отпускать педаль тормоза.


Если педаль ходит слишком мягко, это может свидетельствовать о том, что в тормозной системе еще остались пузырьки воздуха, поэтому продолжайте сливать ТЖ.


Закончив с последним колесом и удалив весь воздух из тормозной системы, долейте жидкость, закройте крышку и безворсовой тканью протрите поверхность вокруг бачка, удаляя подтеки ТЖ.

Еще раз проверьте прочность фиксации крышки и правильность посадки резиновой прокладки, а затем закройте капот. Установите на место все колеса и осторожно опустите машину на землю.