Исправность тормозной системы во многом зависит от достаточного количества рабочей жидкости. Именно поэтому за ее уровнем нужно регулярно следить и вовремя принимать меры, если он опустился ниже нормы.

Когда в системе недостаточно жидкости, сигнал на контроллер подает специальный датчик. Рассмотрим, где он расположен, как устроен, можно ли самостоятельно проверить и заменить прибор.

Конструкция, расположение и принцип работы


Датчик уровня тормозной жидкости расположен непосредственно в бачке. Конструкция его предельно проста, что обеспечивает максимальную надежность устройства.


Прибор представляет из себя собой поплавковый датчик. Когда уровень тормозной жидкости в бачке опускается ниже допустимого уровня, вместе с ним опускается и поплавок. Контакты замыкаются, и на приборной панели загорается контрольная лампа. Чтобы контакты разомкнулись, уровень тормозной жидкости необходимо довести до нормального уровня.

Схема и принцип работы датчика тормозной жидкости представлены на рисунке ниже.


Схема и принцип работы датчика тормозной жидкости


В качестве контактной группы (системы контроля) используются:

  • Традиционные электрические контакты из латуни, бронзы или меди
  • Герконы
  • Оптоэлектронные средства контроля
  • Ультразвуковые объемные датчики

Герконы представляют собой контактные группы, заключенные в герметичный корпус. Так достигается повышенная надежность срабатывания контактов в условиях повышенной агрессивности паров тормозной жидкости.

Герконы служат на порядок дольше, чем традиционные системы контроля. Они срабатывают рядом с постоянным магнитом, который крепится на поплавок. При уменьшении уровня тормозной жидкости магнит входит (или, наоборот, уходит) в зону геркона. Его контакты размыкаются, и индикатор загорается.

Оптоэлектронные датчики, использующие систему «светодиод-фотодиод» в качестве средства контроля уровня тормозной жидкости, сейчас применяются крайне редко. Такие устройства показали недостаточную надежность в транспорте.

Ультразвуковые объемные датчики контроля уровня жидкости применяются в авиастроении, так как летающие транспортные средства могут резко менять положение относительно горизонта. Есть практика применения таких устройств в гоночных автомобилях (при больших боковых ускорениях жидкость смещается в сторону, обратную от направления поворота).

Признаки неисправности датчиков уровня тормозной жидкости

При неисправности датчика индикация срабатывает при нормальном уровне тормозной жидкости, и наоборот, не срабатывает при его критическом падении. Часто появляется сообщение об ошибке датчика.

В случае появления перечисленных признаков следует немедленно приступить к диагностике и устранению проблемы.

Диагностика и замена датчика


Датчик уровня тормозной жидкости


Несмотря на простоту конструкции датчик может выйти из строя и начать передавать некорректные данные. Проверить это несложно в гаражных условиях, прибегнув к услугам помощника.

Включите зажигание. Вручную утопите шток поплавка, надавив на него пальцем. Посмотрите, загорелась ли на приборной панели лампа уровня тормозной жидкости.

Если этого не произошло, значит, проблема в контактах соединительной колонки или в самом датчике. Чтобы проверить контакты, замкните выводы колонки. Если лампа снова не загорелась, то неисправен датчик.


Ремонтировать это устройство чаще всего не имеет смысла, лучше заменить его новым. Сделать это несложно.


Выключить зажигание и отсоедините провода от датчика. Открутите крышку бачка ГТЦ. Извлеките из него поплавок и снимите датчик. Установите новый прибор и соберите все в обратной последовательности.