Тормозные жидкости принято классифицировать в соответствии с нормами транспортного министерства США (Department of Transportation, или DOT). К той или иной группе DOT жидкость относится исходя из температуры кипения, вязкости, гигроскопичности, агрессивности по отношению к лакокрасочному покрытию и резиновым деталям.
Классы DOT-1 и DOT-2 сегодня являются устаревшими. В продаже имеются материалы с маркировкой DOT-3, DOT-4, DOT-5 и DOT-5.1.
В статье рассмотрим виды тормозных жидкостей и их цвета. Подробнее остановимся на материалах красного оттенка.
Виды тормозных жидкостей
В каждую категорию могут входить дополнительные продукты с улучшенными характеристиками (официальная классификация их не предусматривает). Например, помимо тормозной жидкости DOT-4, встречаются DOT-4.5 и DOT-4 Super.
Кроме того, каждый тип, исключая DOT-5, делится на две группы: для автомобилей с ABS (в этом случае маркировка меняется, к примеру, на DOT-4/ABS) и для машин без антиблокировочной системы.
Тормозная жидкость DOT-3 постепенно выводится из производства и эксплуатации. Причина – недостаточная стойкость к закипанию. При наличии 3,5 % влаги порог ее кипения опускается до +140 °C, что становится опасным при частом и интенсивном торможении.
Жидкость DOT-4 распространена шире. Она полностью совместима с DOT-3, но при этом имеет более высокие эксплуатационные характеристики.
Тормозные жидкости DOT-5 и DOT-5.1/ABS подходят для использования только в системах, рассчитанных на силиконовые рабочие среды.
Нормальный цвет свежих жидкостей
Тормозные жидкости, относящиеся к разным классам, отличаются по цвету. Это позволяет водителю визуально определить, с каким продуктом он имеет дело, чтобы избежать случайного смешивания.
Гликолевые жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT 5.1 имеют желтый оттенок (от светло-желтого до светло-коричневого), силиконовые DOT-5 и DOT-5.1/ABS окрашены в красный или розовый цвет.
Все тормозные жидкости, независимо от базы и добавленного красителя, должны быть прозрачными. Наличие осадка или мутный оттенок говорят о загрязнении или нежелательных химических преобразованиях.
Красная тормозная жидкость DOT-5
Знаменитая гонка «24 часа Ле-Мана» дала мировому автомобилестроению наибольшее количество инноваций: дисковые тормоза, «дворники»-стеклоочистители, системы впрыска топлива, турбонаддув и пр.
Именно этот марафон стал местом появления около 20 лет назад «гоночной» тормозной жидкости, известной как DOT-5. Она обладает минимальной вязкостью при любой температуре, сохраняет свои характеристики до +275 °С и практически не впитывает влагу (доказано дождливой погодой Ле-Мана).
Однако у жидкости DOT-5 есть недостаток, который перечеркнул возможность ее массового применения – низкие смазывающие свойства. Для автогонок, где активная деятельность скоростного болида ограничивается 12-24 часами, это допустимо. Но для обычного городского автомобиля – абсолютно неприемлемо. При очередном техобслуживании после 10-15 тыс. км пробега в машине придется менять абсолютно все, касающееся тормозов, из-за крайней степени износа.
Выбор тормозной жидкости
Ответ на вопрос, какую тормозную жидкость выбрать, можно найти в инструкции по эксплуатации транспортного средства или на пробке расширительного бачка.
Допускается смешивать составы с одинаковыми базами, однако при первой же возможности рекомендуется заменить жидкость на однотипную. Причина – в разном наборе присадок, которые могут взаимодействовать между собой и выпадать в осадок.
Как понять, что тормозная жидкость нуждается в замене?
Срок службы и срок годности тормозной жидкости почти идентичны, поскольку состав одинаково впитывает в себя влагу как из раскрытой бутылки, так и из расширительного бачка автомобиля. Именно поэтому даже при редкой эксплуатации транспортного средства тормозную жидкость придется менять по регламенту.
DOT-3 подлежит замене каждые 1,5 года, DOT-4 – каждые 2. Жидкость DOT-5 самая «стойкая» и выдерживает 5 лет. DOT-5.1 рассчитан на один год службы, но в гоночных автомобилях может меняться даже чаще.
Есть несколько признаков, которые без специальных приборов подскажут, что тормозная жидкость потеряла рабочие свойства и нуждается в замене:
- Потемнение: причина этого явления – вырабатывание основы и присадок, а также перенасыщение влагой; определить процентное содержание воды поможет тестер тормозной жидкости
- Потеря прозрачности, появление мелкодисперсных вкраплений и разнородных осадков в жидкости: даже если тестер покажет, что увлажнение находится в пределах нормы – такую жидкость необходимо заменить
- Срок эксплуатации жидкости превысил 3 года (или 5 лет для силиконовых основ): за это время даже самые качественные материалы напитываются влагой и теряют смазочно-защитные свойства