Авиастроение в России на современном этапе

Авиастроение является отраслью-драйвером экономики любой страны.

На глобальном рынке самолеты российского происхождения представлены нешироко – доля России в мировом экспорте гражданских самолетов составляет всего около 1 процента.

Также небольшую долю экспорта составляют авиадвигатели и приборы. Больше всего на экспорт идет военной авиационной техники.


Россия занимает одно из лидирующих мест по производству самолетов военного назначения. Изготовление авиатехники гражданского назначения существенно отстает от этого показателя.


Подавляющее большинство самолетов, которые эксплуатируются российскими аэропортами, составляют импортные суда.

Одной из основных причин является политика, при которой выбор в пользу того или иного агрегата осуществляется исходя из экономической целесообразности. При этом покупка импортных комплектующих для самолетов либо целых воздушных судов обходилась дешевле, чем производство и обслуживание техники внутри страны.

Следствием стало сокращение доли самолетов отечественного производства в парке крупных российских авиаперевозчиков.

Даже несмотря на напряженную внешнеполитическую и внешнеэкономическую ситуацию, политика в области авиационной техники долгое время характеризовалась не полным, а частичным импортозамещением.

Вследствие вышеуказанных причин в 2022 году российская гражданская авиация оказалась в тяжелой ситуации: импортная авиационная техника больше не могла быть использована российскими авиаперевозчиками, а парк отечественной техники характеризовался как морально устаревший и немногочисленный.

Сейчас запланирован полный переход на использование материалов отечественного производства.


Импортозамещение в авиации: основные положения программы

Импортозамещение в авиации тормозится вследствие нескольких важных факторов: отставание от других стран по уровню технического развития, недостаточное количество квалифицированных кадров, необходимость большого количества времени на испытания, низкий уровень автоматизации и кооперации производств.

Учитывая высокую наукоемкость отрасли, создание конечных продуктов с полностью импортозамещенными комплектующими по прогнозам будет возможно только к концу десятилетия.


Российский самолет гражданского назначения


Программа развития авиационной отрасли подразумевает пополнение парка авиаперевозчиков более чем 1000 самолетов, более 700 вертолетов, около 5000 авиадвигателей к 2030 году.


Приоритетными моделями самолетов, которые будут выпускаться с использованием только отечественных материалов и технологий, являются МС-21, SSJ New, Ил-114-300 и Ту-214.


В программу импортозамещения включается замена и материалов для обслуживания авиатехники.

Российские производители смазочных материалов способны постепенно заменить материалы для обслуживания самолетов – не только пластичные смазки и масла, но и инновационные авиационные покрытия.

Втулки скольжения самолета-амфибии

Последние производятся компанией «Моденжи», которая специализируется на технологиях снижения трения и износа.


Покрытия Modengy 1066, Modengy 1006, Modengy 1007 изготавливаются на основе авиационного особо термостойкого класса полимеров с выдающимся комплексом триботехнических и физико-механических характеристик.


Покрытия производятся с добавлением твердых смазочных материалов, которые обеспечивают им низкий коэффициент трения, высокую несущую способность, противозадирные свойства, износостойкость. Материалы эффективно защищают от коррозии и не требуют обновления, благодаря чему достигается возможность облегчения процесса обслуживания летательных аппаратов.