Актуальность импортозамещения в авиации

Вопрос о замене импортных компонентов авиационной техники на российские стоит уже давно. Авиация является одной из тех отраслей, которые более всего подвергаются санкционному давлению и ограничениям со стороны других государств в случае нестабильной политической ситуации.

Российское самолетостроение военного назначения практически не зависит от поставок иностранных компонентов и материалов.

В то же время гражданская авиация с трудом справляется с отказом от зарубежного оборудования. Большая доля всех эксплуатируемых судов имеют иностранное происхождение либо значительное количество произведенных в другой стране компонентов. Парки крупнейших авиакомпаний более чем на половину состоят из самолетов иностранного производства.

Ввиду высокой наукоемкости авиастроения, производство самолетов и вертолетов в пределах одной страны очень затруднительно. Поэтому импортозамещение в отрасли авиации осуществляется малыми темпами, особенно с учетом недостаточного развития технического потенциала страны в этой области.

Успешное осуществление импортозамещения в авиации и выпуск летательных аппаратов мирового уровня смогут значительно улучшить экономическое положение в стране и избежать политического давления со стороны других государств.


Для создания конкурентоспособной авиационной промышленности принимаются государственные программы развития отрасли.


С момента введения импортозамещения российская авиация заметно продвинулась. 


Российский гражданский региональный самолет


Разрабатываются новые полностью отечественные двигатели для самолетов и вертолетов, выпускаются региональные суда, снижающие потребность в аналогичных зарубежных летательных аппаратах и принимаются другие меры по развитию авиастроительной отрасли.


Импортозамещение авиационных смазочных материалов

Подбор и качество смазочных материалов является одним из важных вопросов, влияющих на надежность и срок эксплуатации летательных аппаратов.

Смазки для летательных аппаратов обладают рядом особенностей, отличающих их от составов для наземной техники. К ним относятся повышенная устойчивость к окислению и испарению, воздействию экстремальных температур, нагрузок, изменению угла наклона поверхности и других факторов.

Рынок пластичных смазок для авиации, в том числе и нового поколения, в России широк. Однако авиационные покрытия до определенного времени производились исключительно за рубежом.

Сегодня разработка и производство твердосмазочных покрытий осуществляется и на территории России. На этом специализируется брянская компания «Моденжи».


Авиационные покрытия под брендом Modengy производятся на основе особого класса полимерных составов с высокой термостойкостью, выдающимися триботехническими и физико-механическими свойствами.


Основой покрытий являются высокодисперсные порошки твердых смазочных материалов – дисульфида молибдена, графита, политетрафторэтилена и других.

Втулки скольжения самолета-амфибии

После нанесения и отверждения они образуют на деталях смазочно-защитную пленку, обладающую высокими несущей способностью, противозадирными и антикоррозионными свойствами, длительным сроком службы.

Отсутствие необходимости в обновлении позволяет сократить временные и финансовые затраты на обслуживание узлов самолетов.

Отечественные авиационные покрытия используются на втулках самолетов-амфибий, поршнях двигателей малой авиации, направляющих кресел пилотов, компонентах трубопроводов гидравлических систем самолетов, элементах регуляторов избыточного давления для снижения трения, износа, увеличения срока службы.


Основные проблемы и направления импортозамещения в авиации

Подход к развитию отечественного авиастроения должен быть комплексным. Для этого обозначаются основные направления, согласно которым осуществляется импортозамещение в сфере гражданской авиации.

К одним из основных направлений импортозамещения в гражданской авиации относятся:

  • Выявление потребности и формирование технологических цепочек производства каждого вида продукции
  • Разработка планов сервисного обслуживания каждого вида самолетов
  • Выявление потребности в высокопрофессиональных кадрах, принятие мер по их подготовке
  • Модернизация авиационной транспортной инфраструктуры
  • Формирование устойчивого спроса на высокотехнологичную продукцию внутри страны

Основными проблемами, тормозящими процесс импортозамещения в авиации, являются моральный и физический износ отечественного оборудования парков авиакомпаний, недостаточный опыт в серийном производстве самолетов, низкая кооперация между звеньями производственной цепочки.