Сухарь рулевой рейки: для чего он нужен и из чего состоит?

Одним из узлов рулевой рейки является так называемый сухарь. Это подпружиненный элемент, служащий для прижатия горизонтального вала к вертикальной шестерне. Усилие прижатия или зазор регулируется за счет натяжения пружины.

При движении рейка совершает движения влево-вправо и трется о пластину сухаря – металлическую деталь, установленную в тело сухаря. Поджимной узел исключает вертикальные перемещения вала при наезде на неровности, предотвращает образование зазора в зубчатой паре.

Правильная работа поджимного механизма обеспечивает комфортное плавное подруливание для выравнивания автомобиля по полосе.


Рулевая рейка


Вследствие высокого трения в узле пластины сухарей подвергаются быстрому износу.

Именно истирание вкладыша сухаря является наиболее вероятной и распространенной причиной стука со стороны рулевой рейки, отдающего в руль. В месте контакта пластины и вала образуется углубление, которое и становится причиной посторонних звуков.

Поэтому при возникновении стука ремонт рулевой рейки часто начинается с обследования и замены сухаря. По мере износа деталей управляемость и безопасность автомобиля становится все хуже, что в конечном итоге может привести к неблагоприятным последствиям.


Для уменьшения износа производители сухарей рулевых реек при изготовлении пластин наносят специальное покрытие, которое призвано снижать износ в узле и предотвращать образование зазора между элементами. В процессе эксплуатации защитный слой может истираться.


Реже наблюдается износ стенок сухаря, которые соприкасаются с цилиндрической поверхностью посадочного гнезда – картера. Это происходит вследствие езды по неровностям, когда вал бьется в направлении вверх-вниз. Сухарь удерживает вал, однако при этом испытывает большие нагрузки.

Некоторые автолюбители заявляют, что устранить зазор между сухарем и картером можно путем подтягивания сухаря. Однако делать этого не рекомендуется, так как этот способ не помогает устранить люфт, а только перетягивает рейку, что не дает рулевому колесу автоматически возвращаться в исходное положение.

Поэтому при износе сухарь необходимо заменять на новый, а не пытаться его подрегулировать.

Ремонт поджимного узла рулевой рейки включает установку нового сухаря, замену или восстановление пластины, а также смену пружины при необходимости (по мере наработки может проседать).


Замена сухаря рулевой рейки. Порядок работ и рекомендации

Замену сухаря рулевой рейки и его пластины легко произвести самостоятельно. Необходимо приобрести ремкомплект, включающий необходимые детали.

Ремонт узла можно делать как путем демонтажа всей рулевой рейки, так и без разбора конструкции.

Если есть уверенность, что проблема именно в поджимном узле, все детали можно не снимать. Однако нужно учесть, что доставать сухарь будет неудобно.


Для доступа к поджимному сухарю без демонтажа рулевой рейки нужно снять рулевую тягу со стороны водителя с пыльником.


После этого откручивается фиксирующая крышка, за которой находится пружина и пружинные шайбы. Затем можно доставать сухарь, чтобы оценить степень его износа.

Чаще всего страдают именно пластины сухарей. На них появляются потертости или даже углубления.


Если износ пластин небольшой, то можно провести их ремонт. Он заключается в нанесении слоя антифрикционного покрытия, которое снижает трение и значительно увеличивает срок службы пластин.


Для самостоятельного применения используют материалы в баллонах, такие как Modengy для деталей ДВС. Пластины нужно очистить и обезжирить, после чего нанести на них покрытие методам распыления в несколько слоев.

По отзывам, покрытие отлично работает на пластинах сухарей и позволяет дать им вторую жизнь. Для наилучшей работы слой материала должен сохнуть не при комнатной температуре, а в печи. Важно учесть, что данное покрытие применяется только на поджимных пластинах, изготовленных из металла.



Тело сухаря, как уже говорилось, изнашивается реже. Но при истирании ремонту не подлежит.

Сухарь из ремкомплекта с новой или отремонтированной пластиной устанавливается в посадочный цилиндр, после чего закрывается пружиной с шайбой и закручивается. Остальные узлы собираются в обратном порядке.

Результат замены или восстановления деталей сухаря не заставляет себя долго ждать. Сразу после сборки конструкции стуки при повороте руля пропадают полностью.