Как определяется ресурс самолета?

Ресурсом самолета является количество часов налета (время, проведенное в полете), по достижении которых летательный аппарат выводится из эксплуатации. Он является одним из важнейших параметров самолета.

Наряду с ресурсом определяют срок службы самолета. Это также период работы самолета до его вывода из эксплуатации, но рассчитываемый в календарном времени.

Средним ресурсом самолета считается значение в 60 тысяч часов налета, а сроком службы – 30 лет.

Однако это очень обобщенные параметры, для каждого конкретного летательного аппарата рассчитывается индивидуальный период функционирования.

После прохождения всех этапов испытания и ввода в эксплуатацию определяется начальный ресурс самолета. Он равен гарантийному ресурсу, то есть такому промежутку работы, на котором производителем гарантируется штатная работа воздушного судна.


По мере окончания гарантии ресурс самолета может быть многократно продлен при условии полного соответствия аппарата требованиям к летной годности.


Каждое продление ресурса делается с запасом, после чего осуществляется очередное увеличение срока с учетом фактического состояния воздушного судна и его составных частей.

Период штатной работы отдельных узлов самолета отличается от обозначенного ресурса самолета.

В рамках технических обслуживаний и ремонтов многие механизмы подвергаются не только восстановлению, но и замене.

Ресурс самолета, как правило, равен сроку службы его планера, который подвергается влиянию множества неблагоприятных внешних факторов.


Полет самолета


Эксперты утверждают, что прямой зависимости между сроком службы и надежностью самолета нет. Статистика аварийных ситуаций практически одинакова как у нового, так и уже долгое время работающего самолетов при условии своевременного и качественного обслуживания.


Техническое обслуживание самолетов

Безусловно, ресурс самолета сильно зависит от качества и своевременности осуществления технического обслуживания и ремонта.

Цель данных мероприятий состоит в поддержании летной годности воздушных судов и устранении малейших неполадок, которые могут стать причиной выхода узлов из строя.

Техническое обслуживание самолетов можно разделить на две большие группы: текущее и плановое.

К текущему относятся проверки работоспособности перед каждым взлетом, ежедневные и еженедельные инспекции. Они характеризуются как неглубокие обследования основных узлов, которые также включают замену технических и смазочных жидкостей.

Более глубокие плановые проверки, которые осуществляются по мере увеличения часов налета и календарного срока службы самолета, делятся на 4 большие группы. Они, в отличие от текущих, предполагают помещение летательного средства в специальный ангар на несколько часов, недель или даже месяцев в зависимости от масштаба инспекции.


Ангар для обслуживания самолетов


Проверки типа A-check осуществляются каждые 800 часов налета или раз в месяц и предполагают проверку гидравлических систем, кондиционеров, светового оборудования, закрылок, поиск и устранение дефектов и очагов коррозии.

B-обслуживание является более глубоким и тщательным, осуществляется раз в полугодие.

C-check проводится каждые два года и предполагает комплексную диагностику и ремонт всех систем самолета.

Осуществляемая раз в десятилетие D-check проверка включает в себя полную разборку самолета до мельчайших деталей, капитальный ремонт двигателей и других механизмов.

Чтобы повысить безопасность эксплуатации и ресурс деталей самолетов, обязательной частью технического обслуживания является смазывание.

Для летательной техники применяются специальные авиационные смазки, которые разработаны с учетом условий работы агрегатов.

Для наиболее нагруженных механизмов, которые также испытывают на себе воздействие неблагоприятных внешних факторов, применяют авиационные покрытия.

Разработанные на основе особых термостойких материалов покрытия, которые характеризуются выдающимися триботехническими и эксплуатационными свойствами, обеспечивают эффективное и долговременное смазывание и защиту деталей.

Например, покрытие Modengy 1066 наносится на подшипники скольжения самолетов-амфибий, которые эксплуатируются в условиях высокой влажности.

Втулки скольжения самолета-амфибии

Тонкий гладкий слой минимизирует трение в узле, защищает от коррозии, значительно увеличивает срок службы деталей.

Поршни самолетов, относящихся к малой авиации, обрабатываются покрытиями для снижения трения и износа при больших нагрузках при перемещении и перекладке.

Покрытия также наносятся на направляющие кресел пилотов, элементы гидросистем, подшипники и направляющие скольжения, элементы механизмов для регулирования давления, детали аварийных систем для обеспечения из штатного срабатывания после продолжительного простоя и другие узлы, в которых необходимо снижать трение, износ, обеспечивать долговременную защиту от коррозии.

Авиационные покрытия обеспечивают надежную безотказную работу узлов летательных аппаратов и позволяют сократить временные затраты на проведение технического обслуживания благодаря способности обеспечивать ресурсное смазывание.