Самолет-амфибия: конструкция и сферы применения
Парк авиационной техники включает множество видов летательных аппаратов. Один из них – воздушные суда, которые способны осуществлять посадку как на сушу, так и на водную гладь, а также взлетать с этих поверхностей. За такие характеристики устройства получили название самолеты-амфибии.
Самолет-амфибия является одним из типов гидросамолетов, однако отличается от последних наличием сухопутного шасси.
Чтобы осуществлять посадку и удержание на водной поверхности, в конструкцию судов включаются специальные устройства, например, воздушные подушки. Также летательные аппараты оснащаются другим морским оборудованием, позволяющим им перемещаться и направлять движение.
Конструкции самолетов-амфибий различаются в зависимости от их назначения. Такие воздушные суда эффективны при тушении пожаров, для чего оборудуются емкостями для удержания воды, системами ее сброса, точными навигационными приборами, используются для проведения съемок с воздуха, мониторинга местностей, перевозки грузов, отслеживания работы портов и других целей.
Российский самолет-амфибия
Одним из ярчайших примеров самолетов-амфибий, произведенных на территории России, является Бе-200.
Это первый и единственный в мире реактивный самолет-амфибия, который успешно используется для тушения лесных пожаров.
Летательный аппарат оснащается баками для воды, которые вмещают до 12 тонн жидкости. Емкости могут заполняться как в аэропорту, так и в ближайшем водоеме в режиме глиссирования – скольжения по водной поверхности. Для восполнения запасов воды в режиме глиссирования судну необходимо всего несколько секунд.
Бе-200 используется для ликвидации лесных пожаров как в России, так и за рубежом. За счет единовременного сбрасывания тонн воды на очаг возгорания самолет-амфибия позволяет в разы ускорить процесс борьбы с огнем.
Также существуют модификации Бе-200, предназначенные для выполнения других задач – поиска и перевозки людей, терпящих бедствие, охраны территорий, осуществления экологических миссий.
Обслуживание самолетов-амфибий
Обслуживание самолетов-амфибий во многом схоже с инспектированием обычных сухопутных самолетов. Они также подвергаются проверкам перед каждым вылетом, многоступенчатым глубоким проверкам по мере увеличения налета и календарного срока эксплуатации.
Однако вследствие функционирования на воде некоторые узлы и агрегаты нуждаются в особенном обслуживании.
Наибольшее влияние на ресурс и работоспособность узлов самолетов-амфибий оказывает неблагоприятное воздействие жидкости, в особенности морской воды и соляного тумана.
При посадке и взлете гидросамолеты заливаются брызгами воды. Через микротрещины влага проникает к внутренним поверхностям самолета, стимулируя их коррозионное разрушение.
Проблему преждевременного выхода деталей из строя усугубляют вибрации и разнонаправленные ударные воздействия.
Для своевременного выявления у устранения мельчайших повреждений и очагов коррозии необходимо проводить своевременные диагностику с использованием специальных средств, техническое обслуживание и ремонт.
Чтобы обеспечить длительную защиту деталей от коррозии и износа, используются специальные покрытия. Они, в отличие от смазок, не испаряются и не смываются, обеспечивают длительное смазывание и изоляцию поверхностей от воздействия негативных внешних факторов.
Втулка скольжения самолета-амфибии: защита деталей с помощью антифрикционных покрытий
Покрытия формируют на деталях тонкую смазочную пленку, которая минимизирует коэффициент трения сопряженных поверхностей и обеспечивает эффективную защиту от коррозии.
В применении таких материалов нуждаются детали, которые эксплуатируются в неблагоприятных условиях, например втулки скольжения.
Они функционируют в негерметичном необогреваемом отсеке, испытывают высокие нагрузки и трение, воздействие коррозионно-активных сред.
Для обеспечения длительного срока службы втулок скольжения применяется материал Modengy 1066 с высокими смазочными и антикоррозионными свойствами. Покрытие эффективно снижает трение в паре «металл-металл» и предотвращает коррозионное разрушение деталей.
Покрытие не нуждается в частом обновлении и может обеспечивать ресурсную смазку деталей.
Антифрикционные покрытия все чаще используются в узлах авиационной техники за счет высоких эксплуатационных свойств и длительного срока службы. Они не только позволяют увеличить надежность работы техники, но и сократить время на техническое обслуживание самолетов.
На основе особо термостойких полимерных материалов с выдающимися триботехническими и физико-механическими свойствами изготавливают специальные авиационные покрытия, которые эффективно работают в условиях эксплуатации воздушной техники. Указанное покрытие для втулок скольжение относится к разряду таких авиационных материалов.