Шлицевые соединения используются для передачи крутящего момента между механизмами, которые расположены не на одной оси.

Такой тип сопряжения образуется радиально расположенными выступами (зубьями) и канавками (шлицами), которые, входя друг в друга, обеспечивают очень прочное соединение.

Шлицевое соединение исключает поперечное вращение деталей относительно друг друга за счет наличия выступов, однако способно менять свою длину за счет осевого перемещения.


Характерными особенностями условий работы шлицевых соединений являются высокие нагрузки на боковые поверхности шлицев при медленном скольжении.


Чтобы снизить изнашивание и продлить срок службы деталей используются смазочные материалы.


Смазка для шлицевых соединений

Для смазывания шлицевых соединений обычно используют пластичные смазочные материалы – как на основе минеральных, так и синтетических масел.

Для повышения работоспособности в условиях высоких нагрузок в состав добавляются противозадирные и противоизносные присадки, а также ингибиторы коррозии.

Смазка должны обладать водостойкостью, механической, термической стабильностью, длительным сроком службы.


Если смазка для шлицевых соединений подобрана неправильно, то увеличивается риск горячего заедания деталей, при котором разделительная пленка смазки разрушается под воздействием больших давлений и температур, а металлические поверхности начинают схватываться.


В результате изнашивание шлицевых соединений значительно ускоряется, детали могут выйти из строя без возможности восстановления.

Образовавшийся между деталями люфт приводит к биению, что становится причиной повреждений других компонентов механизма, которые связаны со шлицевым соединением.

Для предотвращения преждевременного выхода из строя и необходимости дорогостоящего ремонта узлов на валы со шлицами наносится антифрикционное покрытие.


Вал со шлицами с антифрикционным покрытием MODENGY 1026


Твердый смазочный слой выступает в качестве аварийной смазки, предотвращая повреждение деталей в условиях «масляного голодания».

Смазка может перестать выполнять свой функции по многим причинам. Среди них испарение, вымывание, загрязнение пылью и песком, что дополнительно приводит к абразивному износу деталей, несвоевременное обновление, вытекание при повышении температур.

Покрытие обладает высокой несущей способностью, не вытесняется из узла даже при экстремальных давлениях и при медленном скольжении, повышает плавность перемещения деталей, защищает от коррозии, устраняет посторонние звуки в процессе трения.

Эффективно использование антифрикционного твердосмазочного покрытия Modengy 1026. Этот материал изготавливается с применением дисульфида молибдена – твердого смазочного материала, который отличается высокой термостойкостью, противозадирными свойствами, сохраняет высокие смазочные свойства в широком температурном диапазоне.


MODENGY 1026 характеризуется высокой защитой от коррозии (> 760 часов по стандарту ISO 9227), повышая срок службы шлицевых соединений. Стойкий смазочный слой обеспечивает минимальный зазор в сопряжении, который позволяет облегчить скольжение деталей.

Покрытия, как правило, не нуждаются в обновлении и выполняют функцию ресурсной смазки. Они могут работать как в комплексе с маслом или пластичной смазкой, так и самостоятельно.


Как осуществляется ремонт шлицев?

При недостаточном смазывании детали шлицевых соединений изнашиваются, на их поверхности появляются повреждения в виде заусенцев и задиров.

Если износ поверхностей зубьев некритичный, то их восстанавливают методом электроискрового наращивания, после чего шлифуют.


Фрезеровка вала со шлицами


При значительном износе прибегают к дуговой наплавке с последующей механической обработкой.

Чтобы удалить заусенцы, поверхности зубьев запиливают и снимают фаски.

После ремонта до термической обработки деталей проводят их пригонку.