Направляющие широко используются в современном машиностроении.
По сути они являются опорами, с помощью которых поддерживается заданное расположение отдельных узлов (деталей) механизма и их движение.
Как и любые опоры, направляющие обеспечивают перемещение узлов в условиях действия сил, прижимающих их детали.
В зависимости от вида трения между элементами направляющих, они подразделяются на направляющие качения и скольжения. Наиболее распространены последние. По сравнению с направляющими качения они отличаются меньшей стоимостью изготовления и высоким демпфированием.
К направляющим скольжения предъявляются требования минимальных потерь на трение и сохранения точности в процессе работы. Во многом это зависит от степени износа направляющих, которая определяется условиями их эксплуатации.
Во избежание интенсивного абразивного изнашивания необходимо исключить или свести до минимума попадание абразива (пыли, стружки и т.п.) в зону трения элементов направляющих.
Для этого их помещают в специальные кожухи различных конструкций, иногда применяют щитки и уплотнения.
Схватывание и заедание в направляющих скольжения возможно вследствие недостаточности смазки: при работе направляющих в условиях высоких температур или их загрязнения отходами обработки обычная консистентная смазка может потерять свои смазывающие свойства. Кроме того, на нее зачастую оседают пыль и различные абразивные частицы, что усиливает силу трения между деталями направляющих.
Этого недостатка лишены твердые смазочные покрытия.
Одно из самых эффективных среди них – антифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY 1001 на основе дисульфида молибдена. На открытом воздухе оно твердеет за несколько минут и обладает отличным свойством отталкивать пыль. Благодаря этому обеспечивается прекрасная работоспособность оборудования.
Кроме того, данный продукт предотвращает изнашивание и задиры деталей направляющих, а также значительно уменьшает коэффициент трения.
После отвердения материал надежно и долговременно защищает направляющие оборудования от коррозии.