Кратко об устройстве и назначении карданного вала
Карданный вал – это часть трансмиссии транспортного средства, передающая крутящий момент от коробки передач к редуктору переднего или заднего моста. Такое устройство применяется в заднеприводных и полноприводных автомобилях, в переднеприводных транспортных средствах в установке карданного вала нет необходимости.
Основными компонентами устройства являются центральный вал, представляющий собой полую металлическую трубку, крестовины с наконечниками, скользящая вилка – раздвижное шлицевое соединение для обеспечения осевых перемещений, подвесной подшипник и сальники.
При нажатии на педаль газа крутящий момент от коробки передач переходит на скользящую вилку, откуда передается на крестообразный шарнир, после – к редуктору заднего моста.
Карданный вал является одним из тяжелонагруженных механизмов автомобиля. Его обслуживание должно проводиться строго по регламенту либо ранее при наличии признаков износа деталей – шума, увеличения вибраций при наборе скорости, скрипа или звона в полой трубе вала.
Смазка для карданного вала: основные требования к материалам
Залогом надежной работы карданного вала является смазывание трущихся компонентов. Основными из них являются крестовины и шлицы.
- Термостойкость – в зоне контакта деталей может наблюдаться повышение температуры, смазка должна сохранять работоспособность и защищать от схватывания деталей
- Водостойкость – отсутствие вымывания при попадании жидкости
- Высокие антикоррозионные и противоизносные свойства
- Высокая механическая стабильность – смазка не должна разрушаться, терять вязкость и вытекать
- Хорошая адгезия к металлическим поверхностям
Ввиду высокой нагруженности механизмов, экономия на смазочных материалах недопустима.
Смазка для скользящей вилки карданного вала
Особенно важно подбирать качественные смазки для шлицевых соединений. Для них характерна эксплуатация при очень высоких нагрузках, вибрациях и повышенной температуре в зоне трения.
Из-за высокого трения и нагрузок сопряженные детали изнашиваются, между ними появляется люфт. Следствием этого становятся потери крутящего момента, появление биения и посторонних звуков, необходимость ремонта деталей.
Чтобы повысить ресурс высоконагруженного соединения, применяется консистентная смазка для карданного вала. Она призвана снижать трение и износ деталей, однако на практике зачастую не может справиться со своей задачей в условиях высоких нагрузок, загрязненной окружающей среды, воздействия других неблагоприятных внешних факторов.
В процессе эксплуатации из-за недостаточного смазывания на шлицах могут появляться задиры и заусенцы.
Консистентную смазку на шлицах необходимо менять не реже чем каждые 10 тысяч километров пробега. Многие автомобилисты пренебрегают данной рекомендацией, вследствие чего скользящая вилка заклинивает, выходит из строя и требует замены.
Чтобы обеспечить длительное и надежное функционирование шлицевого соединения, вместо консистентной смазки на шлицы наносят антифрикционные покрытия.
Они создают на деталях тонкий гладкий слой, который снижает трение, предотвращает схватывание сопряженных поверхностей, повышает плавность работы, уменьшает шум.
Покрытия не требуют обновления и легко наносятся, благодаря чему позволяют облегчить обслуживание карданного вала.
На шлицевых соединениях карданов успешно применяется антифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY 1026 на основе дисульфида молибдена.
Оно наносится из аэрозольного баллона тонким слоем на очищенные и обезжиренные поверхности шлицев и не требует полимеризации в печи.
Покрытие эффективно защищает от коррозии и повышает ресурс шлицевых соединений при высоких контактных давлениях и медленном скольжении, а также уменьшает динамические нагрузки.
Защитный слой MODENGY 1026 обеспечивает минимальный зазор между деталями, близкий к нулю, благодаря которому облегчается скольжение.
На сегодняшний день применение антифрикционных покрытий является одним из наиболее эффективных способов смазывания шлицевых соединений.
Смазка для крестовин карданного вала
На игольчатые подшипники крестовин карданного вала при эксплуатации воздействуют высокие нагрузки. Для их смазывания рекомендуется использование пластичных смазок с антиокислительными и противозадирными присадками. Высокую эффективность показывают материалы с добавлением дисульфида молибдена для повышения механических свойств.
Понять, что крестовина начала изнашиваться и нуждается в повторном смазывании, можно по возникновению посторонних звуков, напоминающих хруст, при старте, а также появлению ощутимой вибрации при повышении скорости.
Смазку для крестовин необходимо менять не реже раза в 15 тысяч километров пробега, если автомобиль двигался по пересеченной местности – еще чаще.
Для смазывания крестовин необходимо снять детали с карданного вала и восполнить запас смазочного материала до тех пор, пока он не начнет вытесняться из сальников.