Многие виды производственного оборудования эксплуатируются в тяжелых условиях: при высоких нагрузках и низких скоростях, в запыленной и влажной среде, под воздействием экстремально низких или высоких температур. Именно поэтому для некоторых узлов использование традиционных смазок и масел малоэффективно.
Под воздействием перечисленных факторов такие материалы быстро вытекают из зоны трения, выгорают, густеют, выдавливаются, перестают образовывать защитный слой между сопряженными поверхностями, что приводит к выходу оборудования из строя.
Попадание в смазочный материал абразивных частиц пыли усугубляет ситуацию и вызывает лавинообразное нарастание интенсивности износа.
Для того, чтобы в сложных условиях обеспечить надежную работу оборудования, необходимо проводить частое пересмазывание. Эта процедура – трудоемкая и дорогостоящая.
Перед техническими службами предприятий различных отраслей промышленности стоит сложная инженерная задача по оптимизации сервисного обслуживания высоконагруженного оборудования. Ее решение, на первый взгляд, кажется недостижимым или требующим больших капиталовложений, однако это не так.
Применение вместо традиционных смазочных материалов специальных антифрикционных твердосмазочных покрытий MODENGY позволяет легко и с минимальными затратами решить поставленную задачу. Покрытия формируют на поверхностях трения сухую смазочную пленку и сохраняют защитные свойства в самых тяжелых условиях эксплуатации.
Из чего состоят и как работают антифрикционные покрытия MODENGY?
Антифрикционные покрытия MODENGY разработаны и производятся российской компанией «Моденжи».
Эти материалы состоят из очень мелких твердосмазочных частиц (дисульфида молибдена, графита, тефлона и др.), равномерно распределенных в связующем веществе. Для достижения необходимой консистенции в состав антифрикционных покрытий вводят также растворители.
Антифрикционные покрытия MODENGY работают как сухая смазка. Сразу после нанесения растворители улетучиваются, а связующее вещество полимеризуется, образуя каркас, удерживающий твердые смазочные частицы на детали.
Покрытия заполняют микронеровности поверхности, образуя на них тонкую (15-25 мкм), но прочную и очень скользкую пленку, которая увеличивает площадь эффективного контакта, надежно разделяет поверхности трения, предотвращая их непосредственный контакт. Тем самым обеспечивается снижение трения и износа в большом диапазоне температур, нагрузок и скоростей.
Обработанная поверхность приобретает высокие противозадирные свойства, облегчается ее приработка. Покрытия обеспечивают защитные и смазывающие свойства в течение длительного времени, сопоставимого со временем службы узла.
Рассмотрим наиболее популярные материалы от компании «Моденжи» – MODENGY 1001 и MODENGY 1002.
Антифрикционные покрытия MODENGY 1001 и MODENGY 1002
Покрытия MODENGY 1001 и MODENGY 1002 выпускаются не только в жидком виде (в банках и в ведрах), но и в форме спрея – в аэрозольных баллонах. Универсальность составов, уникальные рабочие свойства, простота использования, отверждение при комнатной температуре сделали эти составы необычайно востребованными.
Эти материалы отличаются по составу и набору триботехнических характеристик, но хорошо дополняют друг друга, позволяют управлять трением и повышают ресурс узлов оборудования.
Антифрикционные твердосмазочные покрытия решают следующие задачи:
-
Защищают высоконагруженные тихоходные узлы от задиров, заеданий и схватываний
-
Снижают и стабилизируют коэффициент трения в металлических узлах
-
Снижают износ
-
Облегчают приработку
-
Обеспечивают простой неразрушающий демонтаж резьбовых соединений
-
Обеспечивают ресурсное смазывание (узлы не требуют обслуживания)
-
Работают при экстремально высоких и низких температурах
-
Обеспечивают смазочные функции в условиях высокой запыленности
-
Выполняют функцию антиаварийной смазки
MODENGY 1002, кроме того, обеспечивает высокий уровень защиты металлических узлов от коррозии.
Преимущества технологии MODENGY
Применение технологий сухой смазки дает ряд неоспоримых преимуществ по отношению к традиционным смазочным технологиям.
Достоинства антифрикционных покрытий MODENGY 1001 и MODENGY 1002 уже оценили технические службы многих российских предприятий.
-
Отмечено, что MODENGY 1001 и MODENGY 1002 в несколько раз снижают коэффициент трения, доводя его до минимальных значений (до 0,03). Это, в свою очередь, предупреждает образование задиров и приводит к снижению износа оборудования
-
Узлы трения с покрытием выдерживают значительную нагрузку (до 2500 МПа)
-
АФП работают в диапазоне температур -210 до +440 °С (эти значения недостижимы с использованием традиционных смазок), предотвращают скачкообразное движение механизмов
-
Исследования, проведенные независимыми исследовательскими лабораториями, показали, что покрытия MODENGY облегчают приработку деталей и делают ее более качественной
-
В отличие от многих других покрытий, MODENGY 1001 и MODENGY 1002 не требуют для отверждения нагрева или какого-то дополнительного оборудования. Их полимеризация протекает в обычных условиях
-
Фасовки в виде аэрозольных баллонов позволяют быстро наносить покрытия практически в любых условиях. Состав и соотношение ингредиентов материалов тщательно выверены, а точно настроенные параметры распыления обеспечивают экономичное расходование и высокое качество нанесения.
Чем отличаются MODENGY 1001 и MODENGY 1002?
Cостав и свойства антифрикционных покрытий MODENGY 1001 и MODENGY 1002 несколько отличаются. Рассмотрим этот момент подробнее.
MODENGY 1001 изготовлено на основе дисульфида молибдена с графитом связующего вещества неорганического происхождения.
В составе MODENGY 1002 из твердых смазочных веществ имеется только дисульфид молибдена. В качестве связующего используются полимерные соединения.
Отличие покрытий по составу определяет некоторое различие свойств и специфики их применения.
Так, MODENGY 1001 выдерживает более высокие температуры (до +440 °С). Дисульфид молибдена и графит, входя в синергетическое взаимодействие, усиливают рабочие свойства друг на друга. Именно поэтому данное покрытие может работать при более высоких нагрузках, чем MODENGY 1002.
Скорость отверждения MODENGY 1001 составляет 20 минут, что значительно выше, чем у этот же показатель у MODENGY 1002.
MODENGY 1002 характеризуется большей морозостойкостью и работает вплоть до -210 °С. В отличие от MODENGY 1001, это покрытие обеспечивает эффективную защиту от коррозии и не пачкается после отверждения (не имеет эффекта меления).
Оба материала отверждаются при комнатной температуре. Всего через 10-15 минут после нанесения покрытий детали возможно транспортировать.
Области применения покрытий
В силу некоторых различий по комплексу свойств и техническим параметрам области применения покрытий MODENGY 1001 и MODENGY 1002 также несколько отличаются.
MODENGY 1001 предназначено для подшипников скольжения, зубчатых передач, направляющих скольжения, шлицевых и шпоночных соединений. Это покрытие может также использоваться в других металлических парах трения, испытывающих высокие нагрузки и низкие скорости.
Испытаниями установлена эффективность покрытия MODENGY 1001 для элементов запорной арматуры (штоков, ходовых винтов, клиновых и шиберных задвижек), нержавеющих резьбовых соединений, а также для некоторых деталей и узлов автомобильной техники (замков, шарниров, направляющих и др.)
MODENGY 1002 применяется в направляющих и подшипниках скольжения, открытых и закрытых зубчатых передачах, резьбовых, шлицевых и шпоночных соединениях, регулировочных клиньях, других парах трения "металл-металл".
Этот материал надежно защищает поверхности их от трения и износа, коррозии и фреттинг-коррозии, предотвращает скачкообразное движение, обеспечивает легкий монтаж и демонтаж резьбовых соединений.
Покрытие хорошо себя зарекомендовало для смазывания телескопических стрел подъемных кранов, при обработке резьбовых соединений насосно-компрессорных и обсадных труб, бурильного оборудования, регуляторах угла забойных двигателей.
Как наносить покрытия?
Чтобы добиться максимального эффекта, антифрикционные твердосмазочные покрытия должны наноситься с соблюдением несложной технологии.
MODENGY 1001 и MODENGY 1002 в аэрозольной форме распыляются на поверхности непосредственно из баллонов. Для нанесения покрытий из банок используется специальное распылительное оборудование.
-
Перед нанесением покрытий детали необходимо очистить от грязи и пыли, а затем обезжирить ее с помощью Специального очистителя-активатора MODENGY
-
Антифрикционные покрытия нужно хорошо перемешать. Аэрозольные баллоны следует энергично встряхивать не менее 3 минут после появления стука шариков
-
Распыление на поверхность производится с расстояния 25-30 см
-
После нанесения необходимо дать покрытию высохнуть при комнатной температуре до образования сухого матового слоя. На это уходит 5-15 минут
-
В случае необходимости наносится второй слой покрытия
-
Производится окончательная сушка при комнатной температуре
Покрытия MODENGY, которые выпускаются в банках, могут наноситься не только распылением, но и другими способами. Так, например, при массовом производстве поршней для двигателей внутреннего сгорания, материалы MODENGY наносятся методом трафаретной печати.