Без качественного соединения даже самые прочные материалы – не более чем набор деталей. Для того, чтобы создать из них одно целое – например, автомобиль, который смог бы выдерживать различные высокие нагрузки и воздействия окружающей среды – были изобретены различные типы соединений.

На сегодняшний день одними из наиболее популярных и эффективных являются резьбовые соединения. Они используются в самых различных сферах деятельности, включая автомобилестроение. Такое крепление, в отличие от сварки, позволяет неоднократно разбирать и собирать механизмы без повреждения деталей.

Резьбовые соединения выдерживают вибрации, температурные перепады, ударные нагрузки, а также воздействие агрессивных веществ. Главный «враг» резьбы – влага.


Ржавая резьба


Без регулярного демонтажа и смазывания резьбовые элементы подвергаются коррозии и прикипанию. В результате при необходимости открутить болт или гайку возникают большие сложности. Иногда приходится прибегать к крайним мерам – например, разрезать соединение пилой.


Из данной статьи вы узнаете, чем обрабатывают болты и гайки автомобилей для того, чтобы они не ржавели и легко разбирались.

Чем смазать резьбу?

Сегодня для смазывания резьбовых соединений используются различные материалы – от традиционных, но уже устаревших, до самых современных.


«Дедовские» методы


О том, что старые гайки и болты сложно открутить со временем, знали еще наши прадеды. Именно они первыми придумали способы защиты резьбовых соединений. При сборке того или иного узла болты и гайки окунались в «отработку» или промазывались нигролом, солидолом.


Болт, смазанный Солидолом


Такая обработка, хоть и ненадолго, но позволяла защитить резьбу от воздействия влаги и препятствовала появлению коррозии.

Недостаток этого метода в том, что со временем названные смазочные вещества смываются или вытекают под воздействием высоких температур.


Графитовая смазка


Графитовая смазка предназначена для защиты резьбовых соединений, подверженных высокой нагрузке. Даже при частичном вымывании или высыхании материала он оставляет на трущихся поверхностях тонкий слой графита. Этот слой облегчает скольжение резьбы во время разборки соединений.

Графит прекрасно защищает металл от окисления и коррозии, отлично подходит для обработки резьбовых соединений ходовой части автомобилей (тросиков, петель, втулок, сцепных механизмов и т. д.).


Литол


Литол пришел на смену более старой смазке – солидолу. Литол по сравнению с солидолом более универсальный, как и предыдущие смазки отличается водостойкостью и применяется преимущественно на трущихся деталях. Данная смазка обладает прекрасными консервационными свойствами и надежно защищает металлические детали и резьбовые соединения от коррозии.


Медная паста


Резьба, смазанная медной пастой


Медные пасты используются для смазывания резьбовых соединений выхлопной системы, обработки тыльной стороны тормозных колодок, а также других узлов, которые подвергаются воздействию экстремально высоких температур (до +1100 °С).

Пасты и смазки на основе медных частиц отлично защищают металл от коррозии, препятствуют прикипанию деталей и упрощают разборку соединений даже спустя многие годы эксплуатации автомобиля. Главный недостаток названных смазочных материалов – их высокая стоимость.


Антикор


С антикоррозионной обработкой кузова автомобиля сталкивались многие, однако не все знают, что антикоры (типа «Мовиля» и его аналогов) можно использовать для защиты резьбовых соединений от прикипания. Это логично, ведь основная причина этой проблемы – коррозия металлических крепежных элементов.

Единственный минус антикоров в том, что после нескольких лет эксплуатации они сильно застывают и могут создавать дополнительное сопротивление при попытке открутить болты или гайки. Кроме того, антикоры неэффективны в зонах с высокими температурами.

Чтобы только что нанесенный Мовиль или другое средство не смылись дождями и дорожными реагентами, соединения закрывают автопластилином.

Альтернативный способ защиты резьбовых соединений


Стоит отметить еще один хороший способ защиты резьбы от прикипания – с помощью обычной фум-ленты. Перед монтажом соединения ее в небольшом количестве наносят на резьбу.


Лента не столько защищает детали от коррозии, сколько позволяет разделить резьбы болта и гайки. Это не позволяет соединениям прикипать и обеспечивает их легкий демонтаж.