Импортозамещение в России: российский рынок смазочных материалов

Курс на импортозамещение в России был принят в 2014 году. С каждым годом зависимость отечественного рынка от зарубежных материалов должна значительно сокращаться.

В настоящее время компании сталкиваются с высокими ценами на продукцию иностранного производства из-за вопроса логистики и перевозок на дальние расстояния, а также отказом некоторых компаний поставлять свои материалы на территорию Российской Федерации.

Вопрос замены иностранных продуктов российскими аналогами актуален практически во всех сферах производства, рынок смазок и антифрикционных покрытий не является исключением.

Производство традиционных смазочных материалов – пластичных смазок, масел и др. – в России осуществляется несколькими крупными компаниями. Разработаны эффективные схемы поставок продукции на российские предприятия, которая в полном объеме может заменить зарубежные составы.


Однако антифрикционные покрытия, которые реализуют технологию твердой смазки и получают все большее распространение в узлах и механизмах за счет комплекса их преимуществ перед классическими смазочными составам, на большинстве отечественных компаний имеют иностранное происхождение.


Нехватка или полное отсутствие импортных покрытий приводит к большим потерям на производственных и других предприятиях. Материалы необходимы для защиты оборудования от преждевременного износа, обеспечения его бесперебойной работы в течение длительного времени без необходимости остановок производственного процесса на обслуживание узлов, предотвращения коррозии.

Становится очевидно, что зависимость от смазочных покрытий иностранного производства велика. Встает вопрос – чем их заменить?

Российские производители покрытий

Что касается российского рынка твердосмазочных покрытий, их разработкой и производством занимается лишь одна компания – «Моденжи». Производственные площади, инженерный центр по нанесению покрытий, испытательная лаборатория предприятия располагаются в городе Брянске.



Материалы Modengy были испытаны в рамках программы импортозамещения в лаборатории трибологии Института проблем механики им. А. Ю. Ишлинского РАН, г. Москва. Данная работа была проведена при поддержке Министерства обороны, Министерства науки и высшего образования РФ в рамках государственного задания.

В качестве образцов для исследования были использованы поршни высокофорсированных дизельных двигателей. Покрытия Modengy наносились на юбки поршней.


Составы успешно прошли все испытания, продемонстрировав высокую износостойкость и способность в несколько раз увеличивать срок эксплуатации деталей.


Применение покрытий позволяет снизить потери на трение, предотвратить повреждения деталей при перегревах и в условиях недостатка традиционной смазки.

Компания предлагает широкую линейку материалов, которые могут эффективно заменить импортные составы, а также оказывает услугу по разработке новых смазок под конкретные задачи предприятий.


Покрытия успешно применяются на предприятиях различных отраслей:

  • Производство автомобилей, авиакосмической техники, железнодорожного транспорта
  • Нефтегазовое оборудование
  • Робототехника, производство экзоскелетов и бионических протезов
  • Полимерная промышленность
  • Крепежные детали
  • Энергетика
  • Медицинская техника и косметология
  • Атомная промышленность
  • Оборудование для упаковки продукции
  • Арматуростроение

Это далеко не полный список областей использования покрытий от российской компании «Моденжи».

Российские производители предоставляют материалы, которые могут стать не только альтернативой ушедших с отечественного рынка покрытий, но и наиболее эффективным решением задач по снижению трения и износа деталей.