Одним из самых неприятных явлений для оборудования является трение. Опасность его заключается в скором износе оборудования. Главной технической задачей считается сокращение износа и трения. Огромную помощь в этом процессе оказывают антифрикционные смазки.
Антифрикционные смазки занимают первое место по объему производства среди других групп смазочных материалов.
Эти материалы в большом количестве применяются в шарнирах, подшипниках скольжения и качения, различных трущихся плоскостях, передачах и т.д.
Cамые дешевые из антифрикционных смазок – смазки общего назначения. Они защищают металлы от коррозии, обладают водостойкостью и хорошими противоизносными свойствами.
Некоторые смазки можно применять в различных узлах трения, и их всегда можно использовать как альтернативу смазкам общего назначения. Их называют многоцелевыми.
Однако многоцелевые антифрикционные смазки не являются универсальными.
В зависимости от свойств смазки различаются на:
- Термостойкие антифрикционные смазки, способные работать при температурах до +250 °С и кратковременно до +350 °С
- Морозостойкие антифрикционные смазки, работоспособные до -60 оС и при более низких температурах
- Противозадирные антифрикционные смазки содержат эффективные присадки или антифрикционные добавки (MoS2, графит, политетрафторэтилен и т.д.). Их применяют в тяжелонагруженных подшипниках скольжения и качения
- Химически стойкие антифрикционные смазки, инертные к агрессивным средам
- Радиационностойкие антифрикционные смазки. Их получают загущением ароматизированных нефтяных масел или алкилбензолов силикагелем
Классические антифрикционные смазки создаются на базе нефтяных и синтетических масел различной вязкости. Для улучшения свойств материалов в состав антифрикционных смазок вводят консервационные, противоизносные и другие присадки.
Основу многих современных видов антифрикционных смазок составляют твердые смазки. Мельчайшие частицы твердых (или сухих) смазок применяются как в виде порошков, так и в составе композиций – пластичных смазок, дисперсий, паст.
Антифрикционное покрытие – самый перспективный вид материалов, предназначенных для эффективного снижения трения в различных узлах оборудования.
Что такое антифрикционное покрытие? Какими они бывают? Как наносятся? Какое антифрикционное покрытие лучше?
На эти вопросы мы попытаемся ответить в данной статье.
Что такое антифрикционные покрытия? Какими они бывают?
Антифрикционные покрытия представляют собой взвесь мельчайших частиц твердых смазок в смеси растворителей и связующих смол. При нанесении антифрикционного покрытия на поверхность растворители испаряются, а связующие смолы полимеризуются. Таким образом, антифрикционное покрытие образует тонкий прочно сцепленный с поверхностью слой твердых сухих смазок в полимерной матрице.
В зависимости от типа применяемых твердых смазочных веществ и связующих смол можно получить антифрикционное покрытие с теми или иными заданными свойствами. Так, тип связующих влияет на процесс отверждения (оно может происходить при комнатной температуре или при выдержке с нагревом), антикоррозионные свойства покрытия и т.д.
Типы связующих веществ, применяемых в антифрикционных покрытиях:
- Эпоксидная смола
- Полиамид
- Акриловый
- Титанатовый
Титанатовое связующее, отверждаясь в условиях нормальной температуры, позволяет получить максимальную устойчивость антифрикционного покрытия к низким и высоким температурам.
Тип твердосмазочных компонентов играет роль при получении заданных трибологических свойств и температурных характеристик.
Твердосмазочные вещества, используемые в антифрикционных покрытиях:
- Дисульфид молибдена
- Графит
- Тефлон
- Синтетические вещества
Наибольшую несущую способность и возможность работать в широком диапазоне температур имеют антифрикционные покрытия на основе дисульфида молибдена и графита.
Покрытия на основе дисульфида молибдена имеют отличную адгезию, низкий коэффициент трения при высоких нагрузках, позволяют окрашивать поверхности поверх АФП, защищают узлы от коррозионного истирания.
Графит позволяет получить покрытия с высокой температурной устойчивостью, добиться низкого коэффициента трения в условиях влажности. Он обеспечивает отличные разделительные свойства.
Антифрикционное покрытие MODENGY 1001 – новое слово в области антифрикционных смазок!
Modengy 1001 изготовлено на основе дисульфида молибдена и графита в титанатовом связующем. Такая рецептура позволила использовать синергетический эффект и добиться взаимного усиления лучших трибологических свойств каждого из составляющих твердых смазок.
Достоинства антифрикционного покрытия Modengy 1001
- Отверждается без нагрева
- Не вызывает налипания пыли
- Работает при температурах от сверхнизких до экстремально высоких (-180...+440 °С)
- Обладает высокой несущей способностью
- Удобно наносится из аэрозольного баллона
- Работает в условиях радиации
- Работоспособно в вакууме
- Допускает последующее окрашивание
- В большинстве случаев обеспечивает смазку на все время жизни детали
Как наносятся антифрикционные покрытия?
По способам нанесения антифрикционные покрытия напоминают обычные краски. В зависимости от необходимых свойств и качества поверхности, размера и формы деталей они наносятся путем распыления, окунания, с применением центрифуг. При этом поверхности должны пройти предварительную подготовку.
Для очищения и обезжиривания деталей рекомендуется пользоваться специальными средствами, которые эффективно растворяют загрязнения и обеспечивают хорошее сцепление покрытия с основой.
Очистители MODENGY отлично справляются с этими задачами. Очиститель металла удаляет следы нефтепродуктов, силиконовых масел, консервационных составов, адсорбированных пленок газов, влаги и др. Испаряется быстро и без остатка, не вызывает коррозию.
Специальный очиститель-активатор MODENGY применяется для финишной подготовки поверхностей, включающей их очищение, обезжиривание и активацию для лучшей адгезии АФП.
Если покрытие необходимо наносить только на часть поверхности, то на деталь накладываются соответствующие трафареты, которые удаляются сразу после распыления, перед отверждением покрытия.
При распылении необходимо обеспечить достаточную вентиляцию помещения. При нанесении АФП необходимо подобрать такое расстояние до поверхности и такую скорость перемещения, чтобы на поверхности не образовывалось потеков или капель – они не позволят получить однородный слой.