Одним из самых неприятных явлений для оборудования является трение. Опасность его заключается в скором износе оборудования. Главной технической задачей считается сокращение износа и трения. Огромную помощь в этом процессе оказывают антифрикционные смазки.


Антифрикционные смазки занимают первое место по объему производства среди других групп смазочных материалов.


Эти материалы в большом количестве применяются в шарнирах, подшипниках скольжения и качения, различных трущихся плоскостях, передачах и т.д.


Антифрикционные смазки


Cамые дешевые из антифрикционных смазок – смазки общего назначения. Они защищают металлы от коррозии, обладают водостойкостью и хорошими противоизносными свойствами.

Некоторые смазки можно применять в различных узлах трения, и их всегда можно использовать как альтернативу смазкам общего назначения. Их называют многоцелевыми.

Однако многоцелевые антифрикционные смазки не являются универсальными.


В зависимости от свойств смазки различаются на:

  • Термостойкие антифрикционные смазки, способные работать при температурах до +250 °С и кратковременно до +350 °С
  • Морозостойкие антифрикционные смазки, работоспособные до -60 оС и при более низких температурах
  • Противозадирные антифрикционные смазки содержат эффективные присадки или антифрикционные добавки (MoS2, графит, политетрафторэтилен и т.д.). Их применяют в тяжелонагруженных подшипниках скольжения и качения
  • Химически стойкие антифрикционные смазки, инертные к агрессивным средам
  • Радиационностойкие антифрикционные смазки. Их получают загущением ароматизированных нефтяных масел или алкилбензолов силикагелем

Классические антифрикционные смазки создаются на базе нефтяных и синтетических масел различной вязкости. Для улучшения свойств материалов в состав антифрикционных смазок вводят консервационные, противоизносные и другие присадки.


Основу многих современных видов антифрикционных смазок составляют твердые смазки. Мельчайшие частицы твердых (или сухих) смазок применяются как в виде порошков, так и в составе композиций – пластичных смазок, дисперсий, паст.


Антифрикционное покрытие – самый перспективный вид материалов, предназначенных для эффективного снижения трения в различных узлах оборудования.


Что такое антифрикционное покрытие? Какими они бывают? Как наносятся? Какое антифрикционное покрытие лучше?

На эти вопросы мы попытаемся ответить в данной статье.

Что такое антифрикционные покрытия? Какими они бывают?

Антифрикционные покрытия представляют собой взвесь мельчайших частиц твердых смазок в смеси растворителей и связующих смол. При нанесении антифрикционного покрытия на поверхность растворители испаряются, а связующие смолы полимеризуются. Таким образом, антифрикционное покрытие образует тонкий прочно сцепленный с поверхностью слой твердых сухих смазок в полимерной матрице.

В зависимости от типа применяемых твердых смазочных веществ и связующих смол можно получить антифрикционное покрытие с теми или иными заданными свойствами. Так, тип связующих влияет на процесс отверждения (оно может происходить при комнатной температуре или при выдержке с нагревом), антикоррозионные свойства покрытия и т.д.


Типы связующих веществ, применяемых в антифрикционных покрытиях:

  • Эпоксидная смола
  • Полиамид
  • Акриловый
  • Титанатовый

Титанатовое связующее, отверждаясь в условиях нормальной температуры, позволяет получить максимальную устойчивость антифрикционного покрытия к низким и высоким температурам.


Тип твердосмазочных компонентов играет роль при получении заданных трибологических свойств и температурных характеристик.


Твердосмазочные вещества, используемые в антифрикционных покрытиях:

  • Дисульфид молибдена
  • Графит
  • Тефлон
  • Синтетические вещества

Наибольшую несущую способность и возможность работать в широком диапазоне температур имеют антифрикционные покрытия на основе дисульфида молибдена и графита.


Покрытия на основе дисульфида молибдена имеют отличную адгезию, низкий коэффициент трения при высоких нагрузках, позволяют окрашивать поверхности поверх АФП, защищают узлы от коррозионного истирания.


Графит позволяет получить покрытия с высокой температурной устойчивостью, добиться низкого коэффициента трения в условиях влажности. Он обеспечивает отличные разделительные свойства.

Антифрикционное покрытие MODENGY 1001 – новое слово в области антифрикционных смазок!

антифрикционное покрытие Modengy 1001


Modengy 1001 изготовлено на основе дисульфида молибдена и графита в титанатовом связующем. Такая рецептура позволила использовать синергетический эффект и добиться взаимного усиления лучших трибологических свойств каждого из составляющих твердых смазок.

Достоинства антифрикционного покрытия Modengy 1001

  • Отверждается без нагрева
  • Не вызывает налипания пыли
  • Работает при температурах от сверхнизких до экстремально высоких (-180...+440 °С)
  • Обладает высокой несущей способностью
  • Удобно наносится из аэрозольного баллона
  • Работает в условиях радиации
  • Работоспособно в вакууме
  • Допускает последующее окрашивание
  • В большинстве случаев обеспечивает смазку на все время жизни детали

Узнать подробности

Как наносятся антифрикционные покрытия?

По способам нанесения антифрикционные покрытия напоминают обычные краски. В зависимости от необходимых свойств и качества поверхности, размера и формы деталей они наносятся путем распыления, окунания, с применением центрифуг. При этом поверхности должны пройти предварительную подготовку.


Для очищения и обезжиривания деталей рекомендуется пользоваться специальными средствами, которые эффективно растворяют загрязнения и обеспечивают хорошее сцепление покрытия с основой.


очиститель металла Modengy


Очистители MODENGY отлично справляются с этими задачами.  Очиститель металла удаляет следы нефтепродуктов, силиконовых масел, консервационных составов, адсорбированных пленок газов, влаги и др. Испаряется быстро и без остатка, не вызывает коррозию.

Специальный очиститель-активатор MODENGY применяется для финишной подготовки поверхностей, включающей их очищение, обезжиривание и активацию для лучшей адгезии АФП.

Если покрытие необходимо наносить только на часть поверхности, то на деталь накладываются соответствующие трафареты, которые удаляются сразу после распыления, перед отверждением покрытия.


специальный очиститель-активатор Modengy


При распылении необходимо обеспечить достаточную вентиляцию помещения. При нанесении АФП необходимо подобрать такое расстояние до поверхности и такую скорость перемещения, чтобы на поверхности не образовывалось потеков или капель – они не позволят получить однородный слой.